МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы социологического изучения постмодерна
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., Доцент, Домашев А.Н.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы социологического изучения постмодерна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2020 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать получению студентами знаний о методах социологического изучения постмодерна и применять полученные знания на практике в профессиональной деятельности, связаной с исследованием социокультурной динамики и специфики культурных изменений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы исследований в области постмодерна
3.2.Уметь:
3.2.1.соотнести проблемы постмодерна с развитием общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки применения зарубежного опыта и современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий при исследовании социальных смыслов постмодернистской культуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Кризис культуры ХХ века и пути его преодоления. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Постмодерн как объект социологического изучения Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Многобразие форм постмодерна Практические 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Постмодерн как объект социологического изучения Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Многообразие явлений и форм постмодерна Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Постмодерн и культурная традиция. Сам. работа 5 14 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Теоретические методы социологического изучения постмодерна Лекции 5 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Теоретические методы социологического изучения постмодерна Сам. работа 5 16 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Эмпирические методы социологического изучения постмодерна Практические 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Эмпирические методы социологического изучения постмодерна Сам. работа 5 20 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Зачет 5 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы:
1. Соотношение явлений модернизма и постмодерна в культуре: общая характеристика.
2. Понятие постмодерна в культуре. Теоретические и методологические истоки появления нового культурного феномена.
3. Постмодерн как объект исследования в социологии.
4. Основные проблемы социологического изучения постмодерна.
5. Актуальные социальные проблемы и постмодерн.
6. Теоретические методы исследования постмодерна в социологии.
7. Эмпирические методы исследования постмодерна в социологии.
8. Проблемы разработки программы социологического исследования постмодерна.
9. Критерии и показатели исследования постмодерна в социологии.
10. Операционализация понятий при исследовании постмодерна в социологии.
11. Критика постмодерна в отечественной литературно-эстетической традиции.
12. Социокультурные разрывы эпохи ХХ века и постмодерн.
13. Основания философии постмодерна.
14. Ценностно-смысловые доминанты постмодерна.
15. Основные направления постмодерна.
16. Многообразие трактовок постмодерна в культуре.
17. Постмодерн и массовая культура.
18. Постмодерн как культурная парадигма современности.
19. Философия и постмодернистская социология.
20. Постмодерн и христианство.
21. Архетипы первобытной культуры в пространстве постмодерна.
22. Работа Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна».
23. Метафоры в философии постмодерна.
24. Социальный факт в ситуации постмодерна.
25. Понятие симулякра в постмодерне.
26. Социокультурный подход в изучении постмодерна.

Типовые практические задания:
1. При обсуждении вопроса о том, что такое постмодерн, между Ивановым и Петровым возникла дискуссия. По мнению Иванова, постмодерн — это направление в культуре, отвергающее основные принципы модернизма, а по мнению Петрова — это течение в искусстве, архитектуре и критике второй половины ХХ века, которое откололось от модернизма. Разрешите спор.
2. Студент Иванов, определяя подходы в социологии, которые чаще всего используются при рассмотрении явлений постмодерна, назвал среди прочих социокультурный и институциональный. Студент Петров указал, что к таковым относятся эстетический и эсхатологический подходы. Разрешите спор.
3. Соотнесите понятия «модернизм» и «постмодернизм».
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. С. Мамонтов, П. В. Морослин, С. П. Мамонтов, Н. Ю. Григорьевя Культурология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 https://biblio-online.ru/book/52F54DFB-8F40-40EF-A273-47A893699185
Л1.2 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багдасарьян Н.Г. Культурология : учебник и практикум Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/412469
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» http://e.lanbook.com ЭБС университетская библиотека online http://www.biblioclub.ru
Э2 Курс в moodle "Методы социологического изучения постмодерна" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6439
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.