МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предупреждение рисков личностного и профессионального развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н, за.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Предупреждение рисков личностного и профессионального развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. № 1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.наук Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.психол.наук Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о содержании и инструментах психологической работы по предупреждению рисков личностного и профессионального развития

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
ПСК-1 готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности содержания психологической работы по предупреждению рисков личностного и профессионального развития, оказания консультативной психологической помощи в случае дезадаптации человека, различных видов девиантного поведения и психологической зависимости
3.2.Уметь:
3.2.1.определять личностные, профессиональные, социальные риски, разрабатывать программы, направленные на их предупреждение, проводить консультативную беседу в случаях дезадаптации, девиаций, зависимости
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами диагностики личностных, профессиональных, социальных рисков, навыками разработки программ, направленных на их предупреждение, навыками разработки программ психологической помощи человеку в случаях дезадаптации, девиаций, зависимости

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Содержание и инструменты психологической работы по предупреждению рисков личностного и профессионального развития
1.1. Предупреждение рисков личностного и профессионального развития: постановка проблемы Практические 3 2 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.2. Разработка программ, направленных на предупреждение рисков профессионального развития Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
1.3. Разработка программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Приемы психодиагностики личностных, профессиональных, социальных рисков Сам. работа 3 14 ПК-6 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
1.5. Разработка программ Сам. работа 3 24
Раздел 2. Психологическая помощь в случае дезадаптации, дивиаций, зависимости
2.1. Психологическая помощь в случае дезадаптации, дивиаций, зависимости Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л1.3
2.2. Психологическое консультирование клиентов с делинквентным поведением Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.3. Особенности консультрования по проблемам девиантного поведения Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Психологическое консультирование клиентов с суицидальным поведением Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Психологическое консультирование клиентов с зависимым поведением Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Консультативная работа с дезадаптированным клиентом Практические 3 1 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.7. Психологическая помощь в случае дезадаптации, дивиаций, зависимости. Решение практических задач Сам. работа 3 56 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Итоговая аттестация по курсу Зачет 3 4 ПК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Майнрада Перре, Урса Бауманна; [пер. с нем. А. Желнина и др.] Клиническая психология: учебное пособие Питер, 2007
Л1.2 В.Н.Непалов, В.Ф Сопов, А.В.Радионов и др. Психология деятельности в экстремальных условиях: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений Академия, 2008
Л1.3 Хорошилова Л. С. Социальная реабилитация: Учебная литература для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Биктина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ФГ БОУ ВПО ОГУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий.