Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_04_01_УП,К,УИП-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Часы на контроль | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.
1.1. | Цели курса. История политических и правовых учений является историко-теоретической юридической наукой, позволяющей студентам юридического факультета глубже понять общие и отраслевые правовые теории и концепции в контексте их возникновения и развития. Знание закономерностей, подходов и вариантов разрешения фундаментальных вопросов государственно-правового бытия, разработанных мыслителями прошлого, позволяет расширить кругозор юриста и осознать глубокие исторические корни концепций, составляющих основу современной юриспруденции. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.Б |
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения |
ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
ПК-15 | способностью эффективно осуществлять правовое воспитание |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-3: о способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ПК-3:содержательные и формальные требования, предъявляемые к оригинальным исследованиям, заслуживающим публикации на международном и национальном уровне, в области истории учений о праве и государстве; ПК-9: о способности принимать оптимальные управленческие решения; ПК-10: о способности воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; ПК-15: о способности эффективно осуществлять правовое воспитание. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-3: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ПК-3: осуществлять исследования, заслуживающие публикации на международном и национальном уровне; ПК-9: принимать оптимальные управленческие решения; ПК-10: воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; ПК-15: эффективно осуществлять правовое воспитание. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ПК-3: навыками осуществления оригинальных исследований в расширении границ области изучения права применительно к истории политических и правовых учений; ПК-9: способностью принимать оптимальные управленческие решения; ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; ПК-15: способностью эффективно осуществлять правовое воспитание. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История политических и правовых учений | ||||||
1.1. | Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века | Практические | 1 | 8 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века | Лабораторные | 1 | 2 | ||
1.4. | Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века | Сам. работа | 1 | 24 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России | Практические | 1 | 10 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России | Сам. работа | 1 | 24 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Экзамен | ||||||
2.1. | Экзамен | Экзамен | 1 | 36 | ОК-3, ПК-15 | Л3.1, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Конфуцианство: политико-правовое учение (история и современность). 2. Древнеиндийская политико-правовая мысль. 3. Естественное право в античной политико-правовой мысли. 4. Платон о государстве и праве. 5. Политико-правовая доктрина Аристотеля. 6. Общее учение о праве римских юристов. 7. Учения о государстве и праве в православии и католицизме (сравнительная характеристика). 8. Государственно-правовые идеи ислама: история и современность. 9. Политико-правовые идеи Реформации в Германии. 10. Теория естественного права в буржуазной политико-правовой мысли. 11. Политико-правовые идеи утопического коммунизма XV-XIX вв. 12. Договорная теория происхождения государства во взглядах английских и голландских мыслителей XVII-XVIII вв. 13. Политико-правовая доктрина Ж.Ж. Руссо. 14. Политико-правовые идеи США в период войны за независимость. 15. Политико-правовые основы либерализма XIX в. 16. К. Маркс о государстве и праве. 17. Политико-правовая доктрина национал-социализма. 18. Нормативистское и социологическое направления в юриспруденции в XIX-XX вв. 19. Философия права Гегеля. 20. Политико-правовые взгляды декабристов. 21. Политико-правовые концепции западников и славянофилов. 22. Политико-правовая доктрина М.М. Сперанского. 23. Политико-правовая идеология большевизма. 24. Психологическая теория права Л. Петражицкого. 25. Взгляды русских анархистов на государство и право. 26. Политико-правовая доктрина евразийцев. 27. Философия права и государства В.С. Соловьева. 28. Теория права и правосознания И.А. Ильина. 29. Теория «народной монархии» И.Л. Солоневича. 30. Технократические концепции государства и права в ХХ в. 31. Политико-правовые взгляды М. Ганди. 32. Теория элитарного государства в ХХ в. 33. М. Вебер о формах легитимации государственной власти. 34. Политико-правовые взгляды А. Солженицына и А. Сахарова (сравнительная характеристика). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Идеи Платона о государстве и праве. 2. Политико-правовая доктрина Аристотеля. 3. Учение о праве римских юристов. 4. Государственно-правовые идеи ислама. 5. Политико-правовые идеи в Германии. 6. История теории естественного права. 7. Политико-правовая доктрина Ж.Ж. Руссо. 8. Политико-правовые основы либерализма XIX в. 9. К. Маркс о государстве и праве. 10. Нормативистское и социологическое направления в юриспруденции в XIX-XX вв. 11. Философия права Гегеля. 12. Политико-правовые идеи западников и славянофилов. 13. Психологическая теория права Л. Петражицкого. 14. Взгляды русских анархистов на государство и право. 15. Политико-правовая доктрина евразийцев. 16. Философия права и государства В.С. Соловьева. 17. Теория права и правосознания И.А. Ильина. 18. Теория элитарного государства в ХХ в. 19. М. Вебер о формах легитимации государственной власти. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рубаник С.А. | История политических и правовых учений. академический курс: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2020 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чичерин Б.Н. | Политические мыслители древнего и нового мира: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2021 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Мачин И.Ф. | История политических и правовых учений: учебное пособие | Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru | www.ksrf.ru | ||
Э2 | Верховный суд РФ www.supcourt.ru | http//www.supcourt.ru | ||
Э3 | История политических и правовых учений копия 1 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). Образовательные ресурсы: История политических и правовых учений копия 1 (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6731). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
408Л | лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. На лекциях даются основополагающие положения истории политических и правовых учений, главное внимание сосредоточивается на раскрытии наиболее сложных и узловых проблем курса. Закрепление и углубление материала прочитанных лекций осуществляется аспирантами самостоятельно на основе рекомендуемой литературы. Практические занятия проводятся по темам, имеющим большое теоретическое и практическое значение. Они предназначены для развития и закрепления теоретических и практических знаний обучающихся по конкретному разделу курса, формирования у них юридического мышления, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. В ходе семинарских занятий может осуществляться письменный контроль знаний обучающихся. |