МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Межведомственные команды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Доцент, Золотарева Ю.В.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, Профессор, Ральникова И.А

Рабочая программа дисциплины
Межведомственные команды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с процессом организация и реализации взаимодействия специалистов различных ведомств в решении задач психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-30 способностью консультировать по проблемам семьи и защиты прав и законных интересов детей и подростков
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.цели, задачи, процесс организация и реализации взаимодействия специалистов различных ведомств для решения задач психологической, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения
3.2.Уметь:
3.2.1.консультировать по проблемам семьи, защите прав и законных интересов детей и подростков, разрабатывать программы, направленные на профилактику девиантного поведения детей и подростков, осуществлять психологическое просвещение специалистов, участвующих в работе межведомственных команд.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и опытом решения задач оказания психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения, опытом консультирования по проблемам семьи, защите прав и законных интересов детей и подростков, разработки программ, направленных на профилактику девиантного поведения детей и подростков, психологического просвещения специалистов смежных профилей, участвующих в работе межведомственных команд.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Профессиональная позиция психолога в социальной сфере. Организация психологического сопровождения и психологической помощи социально уязвимым категориям населения. Лекции 5 2 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л1.7, Л1.4, Л2.2, Л2.4
1.2. Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики в деятельности по раннему выявлению семейного/детского неблагополучия. Роль психолога в комплексной работе с семьями и детьми, взаимодействие психолога с иными специалистами. Практические 5 2 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2
1.3. Межведомственный процесс защиты прав и свобод несовершеннолетних, реабилитации и психологического сопровождения детей, пострадавших от преступлений. Практические 5 2 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2
1.4. Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач по социальной включенности детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью. Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.5, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4
1.5. Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач по социальной адаптации, повышению качества жизни молодежи и пожилых людей с инвалидностью Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.3, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4, Л2.2
1.6. Оказание психологической помощи семье на этапе раннего выявления неблагополучия (кейс, разработка плана работы по кейсу) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4
1.7. Оказание психологической помощи семье и детям, находящимся в социально опасном положении (рассмотрение кейсов и составленных планов). Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.8. Социальные технологии в межведомственной работе (презентация социальных технологий из опыта работы учреждений, обсуждение эффективности и результативности, работа с кейсом) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.5, Л1.7, Л2.1, Л1.4
1.9. Оказание помощи детям-жертвам домашнего насилия и жестокого обращения (рассмотрение кейсов и составленных планов) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л1.4
1.10. Оказание помощи детям, пострадавшим от преступных посягательств сексуального характера (рассмотрение кейсов и составленных планов) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.6, Л1.2, Л2.3, Л2.5, Л1.7
1.11. Оказание помощи несовершеннолетним, пережившим попытку суицида (мозговой штурм «особенности работы психолога», рассмотрение кейса и составление плана работы) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.6, Л1.2, Л2.3, Л1.7
1.12. Оказание социально-психологической помощи детям раннего возраста и их родителям. Оказание социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов (ДЦП, аутизм, синдром Дауна, ЗПР). Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.3, Л1.6, Л2.3, Л1.7
1.13. Социальное обслуживание детей-инвалидов с множественными нарушениями на дому. Сопровождаемое проживание подростков с инвалидностью. Участковая социальная работа. Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.5, Л2.5, Л1.7, Л2.1
1.14. Социальное сопровождение родителей с ментальными нарушениями (особенности работы с ментальными мамами, опыт работы по проекту «Мама дома и все в порядке»). Оказание социально-психологической помощи гражданам пожилого возраста (особенности работы, технологии) Сам. работа 5 4 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.3, Л1.4, Л2.2, Л2.4, Л1.1
1.15. Взаимодействие специалистов различных ведомств в решении задач психологичской, социально-психологической, психолого-педагогической помощи социально уязвимым категориям населения (решение кейсов) Сам. работа 5 18 ПК-30, ПСК-4.4 , ПСК-4.6 Л1.3, Л1.5, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Павленок Петр Денисович Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учебное пособие ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л1.2 Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2016
Л1.3 Е. И. Холостова Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2007
Л1.4 Социальная работа в вопросах и ответах: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.5 Е. И. Холостова Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2014 e.lanbook.com
Л1.6 Е. И. Холостова Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2017 biblioclub.ru
Л1.7 Холостова Е.И. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Приступа Е.Н. - отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях: Учебная литература для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.4 Крысова Е. В., Шалаев В. П. Социальная работа с мигрантами: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Торохтий В. С. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle Межведомственные команды portal.edu.asu.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, решений кейсов и др.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.