МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной литературы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 17,5 14,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 28 20 28 22 28 62 84
Практические 8 8 8 8 8 8 24 24
Сам. работа 44 36 44 9 15 9 103 54
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 45 72 72 216 189

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Романова Е.Г.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Ковалев О.А.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает тексты классических произведений зарубежной древней, новой и современной литературы; основные этапы и процессы развития зарубежной литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса,соотносить их с этапами развития зарубежной журналистики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, использования знаний об основных этапах и процессах развития зарубежной литературы в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Античная литература
1.1. Понятие античной литературы. Периодизация Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.2. Древнегреческая литература. Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.3. Наследие Гомера. Практические 1 2 Л1.3
1.4. Язык и стиль гомеровских поэм Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.5. Роль хора в трагедиях Софокла Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.6. Язык и стиль гомеровских поэм Практические 1 2 Л1.3
1.7. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.8. История древнеримской литературы Лекции 1 4 Л2.1, Л1.3
1.9. История древнеримской литературы Практические 1 2 Л1.3
1.10. Римская лирика. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3
1.11. Поэзия Овидия Лекции 1 2 Л2.1, Л1.3
1.12. Оды Горация Практические 1 2 Л2.1, Л1.3
1.13. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 1 36 Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Литература средних веков и Возрождения
2.1. Литература средних веков Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3
2.2. Литература Возрождения Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Литература XVII-XVIII веков
3.1. Литература XVII века Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3
3.2. Литература XVIII века Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3
3.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 4 Л2.1, Л1.3
Раздел 4. Литература XIX века (романтизм)
4.1. Английская литература XIX века (романтизм) Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Французская, немецкая литература XIX века (романтизм) Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Американская литература XIX века (романтизм) Лекции 2 2 Л2.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 2 Л2.1, Л1.3
Раздел 5. Литература XIX века (реализм)
5.1. Французская литература 1830-1870-х годов Лекции 2 2 Л2.1, Л1.3
5.2. Английская литература 1830-1870-х годов Лекции 2 4 Л2.1, Л1.3
5.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 3 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков
6.1. Французская литература рубежа веков Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
6.2. Бельгийская литература конца XIX - начала ХХ веков Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.3. Норвежская литература конца XIX - начала ХХ веков Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.4. Английская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 2 4 Л2.1, Л1.1
6.5. Немецкая литература конца XIX - начала ХХ веков Практические 2 4 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Литература первой половины ХХ века
7.1. Общая характеристика литературного процесса ХХ века. Авангард, модернизм, постмодернизм Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.4
7.2. Литература европейского модернизма. Ф.Кафка, Д.Джойс, М. Пруст Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
7.3. Творчество Г.Гессе. Психоанализ в культуре ХХ века Лекции 3 4 Л2.1, Л1.1
7.4. Антиутопии ХХ века Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
7.5. Экзистенциализм Практические 3 2 Л2.1, Л1.1
7.6. Театр абсурда Лекции 3 2 Л2.1, Л1.4
7.7. Творчество М. Фриша. Повествовательные стратегии в литературе второй половины ХХ века Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.4
7.8. Литература США Лекции 3 4 Л2.1, Л1.4
7.9. Японская литература Лекции 3 4 Л2.1, Л1.4
7.10. Творчество Х.Л. Борхеса Практические 3 2 Л2.1, Л1.4
7.11. Литература стран Латинской Америки Лекции 3 2 Л2.1, Л1.4
7.12. Литература постмодернизма Лекции 3 4 Л2.1, Л1.4
7.13. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 3 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. вложение ФОС
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств
См. вложение ФОС
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жук М.И. История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 https://e.lanbook.com/book/84617
Л1.2 Курдина Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 https://e.lanbook.com/book/84309
Л1.3 Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: история зарубежной литературы : учебное пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2017., 2016 https://e.lanbook.com/book/84601
Л1.4 Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.): практикум, учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2014, 2016 https://e.lanbook.com/book/84312
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruslit.info/antique
Э2 cyrill.newmail.ru/index2.html
Э3 http://www.gumfak.ru/zarub.shtml
Э4 http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежной литературы - важный в системе журналистского образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.
1. Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Поскольку курс читается студентам первого курса обучения, навыки восприятия лекции еще не наработаны в должном объеме, что необходимо учитывать преподавателю. Лектору важно фиксировать на доске все новые термины во избежание их искажения при записывании на слух.
Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


4. Методические указания по подготовке к зачету и экзамену

Основное в подготовке к зачету – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к экзаменам по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче экзаменов старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и экзамены сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь в всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.