МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы доказывания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы доказывания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01(уровень магистратуры)(приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у магистров высокого уровня правосознания в области уголовного судопроизводства; совершенствование знаний магистров уголовно-процессуального права, в частности, норм, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств; совершенствование практических навыков в проведении процессуальных действий по доказыванию обстоятельств совершенного преступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-4: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2:основные правовые закономерности и категории; основания правового осмысления правовой реальности.
ПК-2:основы правовой культуры; российские и международные правовые нормы по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.
ПК-2:принципы профессионального мышления современного юриста.
ПК-4:особенности возникающие при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений и иных правонарушений.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:дискутировать, отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы.
ПК-2:применять полученные знания для использования в процессе правоприменительной деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, для выявления закономерностей совершения преступлений и возможности их пресечения.
ПК-4:устанавливать обстоятельства, имеющие значение для применения общих и специальных норм, квалификации и оценки фактов и обстоятельств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2:обнаружения и сопоставления важнейших правовых идеологем, приемами методологий правовой науки.
ПК-2:методикой самостоятельного изучения правовых норм, регламентирующих выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений.
ПК-2:изучения и обобщения практики выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений.
ПК-4: навыками поиска, анализа и использования международноправовых норм в области уголовного права, уголовного процесса, в частности, международных документов о правах человека, о правовой помощи по уголовным делам, о порядке экстрадиции и др.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия теории доказывания
1.1. Основные понятия теории доказывания Лекции 1 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Основные понятия теории доказывания Практические 1 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основные понятия теории доказывания Сам. работа 1 16 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Понятие и виды доказательств
2.1. Понятие и виды доказательств Практические 1 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Понятие и виды доказательств Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Понятие и виды источников доказательств
3.1. Понятие и виды источников доказательств Практические 1 2 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Понятие и виды источников доказательств Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Поняние и виды свойств доказательств
4.1. Поняние и виды свойств доказательств Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Собирание, проверка и оценка доказательств
5.1. Собирание, проверка и оценка доказательств Сам. работа 1 20 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3
5.2. Зачет Зачет 1 4 ПК-2, ПК-4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Проблемы теории доказывания.
2. Свобода оценки доказательств.
3. Процедура оценки допустимости доказательств.
4. Критерии допустимости доказательств.
5. Показания эксперта, специалиста.
6. Понятие доказательств и их источников.
7. Свойства доказательств.
8. Предмет и пределы доказывания.
9. Классификация доказательств.
10. Процесс доказывания.
11. Субъекты доказывания.
12. Заключение эксперта. Показания эксперта.
13. Показания подозреваемого, обвиняемого.
14. Показания свидетелей, потерпевших.
15. Вещественные доказательства.
16. Участие обвинителя в доказывании.
17. Участие защитника в доказывании.
18. Заключение эксперта и специалиста.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. В. П. Божьева Уголовный процесс: учебник М.: Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru//book
Л1.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D96BAC3B-6EFD-49FC-9B1A-384F855AAF6C
Л1.3 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D85C7F7A-A49B-4C59-87C8-386D240FA382
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Егорова Е.В., Бурыка Д.А. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 3-е изд. Практическое пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5329386B-02A1-4167-90DB-57B3C100BA2F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы доказывания" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2437
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы доказывания" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.