Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | z42_03_02_УЖ-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 16 | 16 | 16 | 16 | 56 | 56 |
Практические | 8 | 8 | 4 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 12 |
Сам. работа | 39 | 39 | 43 | 43 | 38 | 38 | 47 | 47 | 167 | 167 |
Часы на контроль | 13 | 13 | 13 | 13 | 18 | 18 | 9 | 9 | 53 | 53 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | – сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности; – выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей; – понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание; – познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем; – познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-5 | способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | знать тексты классических произведений древней, новой и современной литературы; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, филологического анализа и интерпретации художественного произведения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Античная литература | ||||||
1.1. | История древнегреческой литературы | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.2. | Греческая мифология | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.3. | Язык и стиль гомеровских поэм | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.4. | Роль хора в трагедиях Софокла | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.5. | Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана | Лекции | 1 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.6. | История древнеримской литературы | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.7. | Римская лирика. Оды Горация | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.8. | Поэзия Овидия | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.9. | Античная литература | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
1.10. | Внеаудиторное чтение текстов | Сам. работа | 1 | 39 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
Раздел 2. Литература средних веков и Возрождения | ||||||
2.1. | Литература Возрождения | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
2.2. | Литература средних веков | Практические | 2 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
2.3. | Внеаудиторное чтение текстов | Сам. работа | 2 | 43 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
2.4. | Литература средних веков | Лекции | 2 | 12 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
Раздел 3. Литература XVII-XVIII веков | ||||||
3.1. | Литература XVII века | Лекции | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
3.2. | Литература XVIII века | Лекции | 3 | 8 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
3.3. | Внеаудиторное чтение текстов | Сам. работа | 3 | 38 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
Раздел 4. Литература XIX века (романтизм) | ||||||
4.1. | Литература XIX века (романтизм)Английская литература XIX века (романтизм) | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.2, Л1.3 |
4.2. | Американская литература XIX века (романтизм) | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.2, Л1.3 |
Раздел 5. Литература XIX века (реализм) | ||||||
5.1. | Французская литература 1830-1870-х годов | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
5.2. | Английская литература 1830-1870-х годов | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.3 |
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков | ||||||
6.1. | Европейская литература конца XIX - начала ХХ веков | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Литература первой половины ХХ века | ||||||
7.1. | Литература первой половины ХХ века | Лекции | 4 | 2 | ОК-2, ОПК-5 | Л2.1, Л1.3 |
Раздел 8. Литература второй половины ХХ - начала XXI веков | ||||||
8.1. | Литература второй половины ХХ - начала XXI веков | Лекции | 4 | 4 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.4 |
8.2. | Внеаудиторное чтение текстов | Сам. работа | 4 | 47 | ОК-2, ОПК-5 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС по дисциплине. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС по дисциплине. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Жук М.И. | История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие | М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Курдина Ж.В., Модина Г.И. | История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие | М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 | e.lanbook.com |
Л1.3 | Осьмухина О.Ю. | От античности к XIX столетию: история зарубежной литературы : учебное пособие | М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2017., 2016 | e.lanbook.com |
Л1.4 | Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. | Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.): практикум, учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2014, 2016 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гиленсон Б.А. | История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века: практикум: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruslit.info/antique | |||
Э2 | cyrill.newmail.ru/index2.html | |||
Э3 | http://www.gumfak.ru/zarub.shtml | |||
Э4 | http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
История зарубежноцй литературы важный в системе филологического образования историко-литературный курс. Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры. Выписки Важное место в самостоятельной работе студента при подготовке к экзамену занимает чтение художественных текстов. Их тоже достаточно много, поэтому надо постараться успеть сделать это в течение семестра. Для этого необходимо обеспечить себя текстами и начинать читать сразу же, не откладывая на период сессии. Читать необходимо с ручкой в руках, делая выписки в специальную тетрадь, и этими выписками можно пользоваться на экзамене при условии, что в этой тетради, кроме выписок из текстов первоисточника, больше ничего не будет. Пользоваться чужими выписками не разрешается. Работа с рекомендуемой литературой Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам. Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности. Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата. Литературоведческий анализ текста Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения. Литературоведческий анализ художественного произведения литературы предполагает освещение следующих вопросов: 1. Текст и исторический контекст. 2. Текст и стиль эпохи. 3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени. 4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении). 5. Композиция, сюжет. 6. Проблематика произведения. 7. Характеристика героев. 8. Мотивный комплекс. 9. Образная система произведения. Символика. 10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения. 11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика). 12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века). На зачете или экзамене студенту необходимо ответить на 2 вопроса по тематике курса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы, размещенной на портале «Moodle». На тестирование отводится 20 минут. На кафедре имеются методические рекомендации для студентов, разработанные ведущими преподавателями. |