МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История зарубежной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz42_03_02_УЖ-5-2020
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 68
самостоятельная работа 167
контроль 53
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4
зачеты: 1, 2

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 16 16 16 16 56 56
Практические 8 8 4 4 0 0 0 0 12 12
Сам. работа 39 39 43 43 38 38 47 47 167 167
Часы на контроль 13 13 13 13 18 18 9 9 53 53
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):
к.филол.н., доц., Сафронова Е.Ю.

Рецензент(ы):
к.филол.н., доц., Романова Е.Г.

Рабочая программа дисциплины
История зарубежной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 ЖУРНАЛИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 06.07.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.– сформировать понимание идейного и художественного своеобразия зарубежной литературы от античности до современности;
– выработать навыки литературоведческого анализа произведений европейских и американских писателей;
– понять основные тенденции исторического процесса и их влияние на общественное сознание;
– познакомить студентов с философскими учениями, определившими духовную жизнь общества и ставшими мировоззренческой основой эстетических систем;
– познакомить с эстетикой и поэтикой каждого из течений, составляющих литературную жизнь эпохи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-5 способностью ориентироваться в основных этапах и процессах развития зарубежной литературы и журналистики, использовать этот опыт в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знать тексты классических произведений древней, новой и современной литературы;
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать тексты произведений зарубежной литературы в контексте мирового литературного и исторического процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного освоения художественных текстов разной эстетической направленности, филологического анализа и интерпретации художественного произведения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Античная литература
1.1. История древнегреческой литературы Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.2. Греческая мифология Практические 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.3. Язык и стиль гомеровских поэм Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.4. Роль хора в трагедиях Софокла Практические 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.5. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.6. История древнеримской литературы Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.7. Римская лирика. Оды Горация Практические 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.8. Поэзия Овидия Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.9. Античная литература Практические 1 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
1.10. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 1 39 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
Раздел 2. Литература средних веков и Возрождения
2.1. Литература Возрождения Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
2.2. Литература средних веков Практические 2 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
2.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 2 43 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
2.4. Литература средних веков Лекции 2 12 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
Раздел 3. Литература XVII-XVIII веков
3.1. Литература XVII века Лекции 3 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
3.2. Литература XVIII века Лекции 3 8 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
3.3. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 3 38 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
Раздел 4. Литература XIX века (романтизм)
4.1. Литература XIX века (романтизм)Английская литература XIX века (романтизм) Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.2, Л1.3
4.2. Американская литература XIX века (романтизм) Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Литература XIX века (реализм)
5.1. Французская литература 1830-1870-х годов Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
5.2. Английская литература 1830-1870-х годов Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л1.3
Раздел 6. Литература конца XIX - начала ХХ веков
6.1. Европейская литература конца XIX - начала ХХ веков Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Литература первой половины ХХ века
7.1. Литература первой половины ХХ века Лекции 4 2 ОК-2, ОПК-5 Л2.1, Л1.3
Раздел 8. Литература второй половины ХХ - начала XXI веков
8.1. Литература второй половины ХХ - начала XXI веков Лекции 4 4 ОК-2, ОПК-5 Л1.4
8.2. Внеаудиторное чтение текстов Сам. работа 4 47 ОК-2, ОПК-5 Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС по дисциплине.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС по дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жук М.И. История зарубежной литературы XIX – начала XX века: учеб. пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Курдина Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие М.: Флинта; Наука // ЭБС «Лань», 2017, 2016 e.lanbook.com
Л1.3 Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: история зарубежной литературы : учебное пособие М.: Флинта: Наука // ЭБС «Лань», 2017., 2016 e.lanbook.com
Л1.4 Лошакова Т.В., Лошаков А.Г. Зарубежная литература ХХ века (1940-1990 гг.): практикум, учебное пособие М.: Флинта // ЭБС «Лань», 2014, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX века: практикум: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruslit.info/antique
Э2 cyrill.newmail.ru/index2.html
Э3 http://www.gumfak.ru/zarub.shtml
Э4 http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

История зарубежноцй литературы важный в системе филологического образования историко-литературный курс.
Особенностью курса является не только изучение закономерностей литературного развития, тесным образом связанных с закономерностями исторического процесса, но и знакомство со своеобразным миром Античности западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени, выявление эстетической сущности зарубежной литературы, которая явилась художественным выражением национального исторического бытия, потребностей, стремлений и идеалов общества, отразила национальные особенности культуры.

Выписки
Важное место в самостоятельной работе студента при подготовке к экзамену занимает чтение художественных текстов. Их тоже достаточно много, поэтому надо постараться успеть сделать это в течение семестра. Для этого необходимо обеспечить себя текстами и начинать читать сразу же, не откладывая на период сессии. Читать необходимо с ручкой в руках, делая выписки в специальную тетрадь, и этими выписками можно пользоваться на экзамене при условии, что в этой тетради, кроме выписок из текстов первоисточника, больше ничего не будет. Пользоваться чужими выписками не разрешается.
Работа с рекомендуемой литературой
Прежде чем приступить к изучению литературы, указанной в списках, необходимо познакомиться с содержанием соответствующих глав рекомендованных учебников и учебных пособий по курсу. Если тема предполагает привлечение теоретико-литературного материала, рекомендуется обратиться к пособиям по теории литературы, введению в литературоведение, словарям, энциклопедиям, справочникам.
Работая с учебными пособиями или практической литературой, научными исследованиями, студент должен творчески осмысливать материал, проявлять максимум самостоятельности.
Начиная работу с литературой по определенной теме или разделу курса, следует определить для себя очередность ознакомления с научными источниками, в порядке их авторитетности или приоритетности с точки зрения изучаемой проблематики. Рекомендуется четко фиксировать в рабочих тетрадях выходные данные источников, делая выписки, обязательно указывать страницы цитируемых фрагментов. Выходные данные книг необходимо указывать в полном формате, в соответствии с современными требованиями к оформлению литературы (автор, название, место издания, издательство, год издания, страницы; в сборниках, словарях, энциклопедиях, хрестоматиях и т.п. отмечаются имена редакторов или составителей). Если цитируется статья, указывается автор, название статьи, далее – сборник, журнал или газета, где она опубликована, год, для сборника – том, выпуск, серия, для журнала – номер, для газеты – дата.

Литературоведческий анализ текста

Известно, что чтение – процесс активный, напряженный, включающий в себя, по мнению многих исследователей, несколько этапов: первичное восприятие на уровне сюжетных перипетий, перечня событий, обнажения темы; повторное чтение установит связь заголовка с текстом, проявит функции отдельных компонентов композиции в развитии идеи; углубленное чтение предполагает постижение многослойного содержания художественного произведения, включает читателя в процесс непрестанного смыслопорождения.
Литературоведческий анализ художественного произведения литературы предполагает освещение следующих вопросов:
1. Текст и исторический контекст.
2. Текст и стиль эпохи.
3. Жанровое своеобразие произведения. Назначение произведения, соответствие запросам времени.
4. Идея и концепция содержания. Текст и религиозное мировоззрение (обращение к Библии и другим книгам Священного Писания в произведении).
5. Композиция, сюжет.
6. Проблематика произведения.
7. Характеристика героев.
8. Мотивный комплекс.
9. Образная система произведения. Символика.
10. Художественные приемы (изобразительно-выразительные средства языка). Речевой строй произведения.
11. Связь с фольклором (фольклорная традиция, фольклорная поэтика).
12. Проявление личностного начала. Своеобразие выражения авторской позиции (в произведениях литературы XVII века).

На зачете или экзамене студенту необходимо ответить на 2 вопроса по тематике курса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы, размещенной на портале «Moodle». На тестирование отводится 20 минут.
На кафедре имеются методические рекомендации для студентов, разработанные ведущими преподавателями.