МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы криминалистики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Беспечный О.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы криминалистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция(уровень магистратуры)(приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение знаний и навыков, методик, а также тактик расследования преступлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-2:содержание должностных обязанностей основных юридических профессий.
ПК-11: методы организации и проведения научных исследований в области права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-2:демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения.
ПК-11: формулировать объект, предмет, цели и задачи научного исследования в области права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-2:навыками применения на практике требований профессиональной этики юриста и имеющихся профессиональных знаний.
ПК-11:навыками проведения научных исследований в области права, оценки их результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы общей теории криминалистики
1.1. Проблемы общей теории криминалистики Лекции 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Проблемы общей теории криминалистики Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Проблемы общей теории криминалистики Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Теория криминалистического прогнозирования
2.1. Теория криминалистического прогнозирования Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Теория криминалистического прогнозирования Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Теория криминалистической идентификации.
3.1. Теория криминалистической идентификации. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Теория криминалистической идентификации. Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Организация и планирование расследования
4.1. Организация и планирование расследования Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Использование специальных познаний в борьбе с преступностью
5.1. Использование специальных познаний в борьбе с преступностью Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.2. Использование специальных познаний в борьбе с преступностью Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Современные проблемы криминалистической техники
6.1. Современные проблемы криминалистической техники Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий
7.1. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий Практические 2 2 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Моделирование в судебной экспертизе
8.1. Моделирование в судебной экспертизе Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Понятие криминалистической характеристики преступления, и ее место в понятийном аппарате криминалистики.
9.1. Понятие криминалистической характеристики преступления, и ее место в понятийном аппарате криминалистики. Практические 2 0 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Понятие криминалистической характеристики преступления, и ее место в понятийном аппарате криминалистики. Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Теория следственных ситуаций
10.1. Теория следственных ситуаций Практические 2 0 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.2. Теория следственных ситуаций Сам. работа 2 8 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Современные проблемы криминалистической методики
11.1. Современные проблемы криминалистической методики: лабораторный практикум Сам. работа 2 7 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2
11.2. Экзамен Экзамен 2 9 ОК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Проблемы криминалистической характеристики преступлений и круг обстоятельств, подлежащих установлению.
2. Проблемы типовых следственные ситуаций, следственных версий и планирования расследования отдельных видов преступлений.
3. Особенности расследования в зависимости от способа совершения преступлений (с применением огнестрельного оружия; колющих, режущих или рубящих орудий; путем удушения, отравления и пр.).
4. Криминалистическая характеристика убийств при отсутствии трупа.
5. Первоначальные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам об убийствах совершенных организованными группами, связанных с отсутствием трупа.
6. Особенности тактики проведения отдельных следственных действий по делам, связанных с отсутствием трупа.
7. Особенности криминалистической характеристики преступлений, скрытых инсценировками. Психология инсценирования.
8. Выдвижение версий, планирование расследования по делам о кражах, совершенных организованными группами, скрытых инсценировками.
9. Криминалистическая характеристика убийств, совершенных на сексуальной почве.
10. Типовые следственные ситуации, следственные версии и планирование расследования по делам о бандитизме.
11. Криминалистическая характеристика заказных убийств, совершенных организованными группами.
12. Выдвижение и проверка версий о совершении заказных убийств.
13. Специфика криминалистической характеристики убийств, совершенных с расчленением трупа
14. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных организованными преступными группами.
15. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нападением на водителей транспорта.
16. Ситуации первоначального и дальнейшего этапа расследования данного вида преступлений.
17. Криминалистическая характеристика бандитизма и круг обстоятельств, подлежащих установлению по этим делам.
18. Типовые следственные ситуации, следственные версии и планирование расследования по делам о бандитизме.
19. Первоначальные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по делам об изнасиловании.
20. Судебно-медицинская, криминалистическая, судебно-психиатрическая и другие экспертизы их назначение и производство.
21. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных организованными преступными группами в сфере экономики (мошенничество, банковская деятельность и др.).
22. Лидер и организатор в преступной группе.
23. Использование конфликтов и противоречий в преступной группе в целях расследования преступлений.
24. Особенности тактики допроса потерпевших.
25. Использование специальных знаний в форме экспертизы.
26. Тактика контроля и записи телефонных и иных переговоров для получения информации о подготавливаемых и совершаемых преступлениях.
27. Предмет криминалистики. Закономерности преступной деятельности, отражение расследуемого события в окружающей среде, криминалистической деятельности следователя.
28.Криминалистическая модель (характеристика преступной деятельности).
29.Криминалистическая ситуация: понятие и виды. Общие и частные ситуации расследования.
30.Задачи и функции современной криминалистики. Система криминалистики и взаимосвязь ее разделов.
31.Предмет и методы теории криминалистического прогнозирования.
32.Использование математических методов в криминалистическом прогнозировании.
33.Основные понятия теории криминалистической идентификации.
34.Криминалистическая диагностика: понятие и значение.
35.Использование специальных познаний в борьбе с преступностью.
36.Современные технико – криминалистические средства и методы.
37.Современные виды судебных, в том числе криминалистических, экспертиз, их возможности; подготовка и назначение отдельных видов криминалистических экспертиз.
38.Моделирование в судебной экспертизе. Понятие экспертного мышления.
39. Понятие ситуалогической экспертизы. Классификация экспертных ситуаций.
40.Понятие криминалистической характеристики преступления, и ее место в понятийном аппарате криминалистики.
41.Структура криминалистической характеристики преступления.
42.Теория следственных ситуаций. Понятие «следственная ситуация» и ее место в понятийном аппарате криминалистики.
43.Классификации следственных ситуаций и их значение для криминалистической деятельности.
44.Современные проблемы криминалистической методики. Понятие и система криминалистической методики.
45.Виды криминалистических методик (базовые, частные, межвидовые).
46.Криминалистическая характеристика преступлений и следственные ситуации в структуре криминалистических методик.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика в 5 т. Том 5. Методика расследования преступлений: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/kriminalistika-v-5-t-tom-5-metodika-rassledovaniya-prestupleniy-425018
Л1.2 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9598AF55-B0CE-4361-9F9F-D11EDBC0C16D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5D797168-5D2D-4804-B145-BD8861E8E030
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Актуальные проблемы криминалистики" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.