МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Диагностика антикризисного управления
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. Экономическая безопасность (специальность)
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_ЭБ-4-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 138
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 138 134 138 134
Итого 180 176 180 176

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бежовец А.А.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Диагностика антикризисного управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 16.01.2017г. №20)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 09
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 09
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – дать студентам комплекс экономических знаний и практических навыков о методах и приемах диагностики антикризисного управления и определение путей выхода или предотвращения кризисного состояния по результатам диагностики.
Задачи курса:
– оценить деятельность предприятия с целью выявления кризисного состояния;
– сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования информационной базы и выбора направления диагностики;
– изучить формы, методы и правила проведения диагностики кризисного состояния деятельности предприятия;
– рассмотреть критерии и показатели, используемые в диагностике кризисного состояния деятельности организации;
– научить разрабатывать и выбирать пути совершенствования деятельности предприятия по результатам диагностики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-25: способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита
ПК-27: способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленных на их устранение
ПК-32: способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.значимость оценки системы внутреннего контроля и аудита в целях диагностики антикризисного управления
функции и роль контроля в диагностике антикризисного управления
понятие рисков, угрозы экономической безопасности хозяйствующего субъекта
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита в рамках антикризисной диагностики управления
анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленных на их устранение
анализировать возможные экономические риски, составлять прогнозы и диагностировать динамику развития угроз экономической безопасности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. методами диагностики проблем системы внутреннего контроля и аудита
методами анализа и обобщения результатов диагностики антикризисного управления
методами анализа и диагностики динамики развития угроз экономической безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность диагностики в системе антикризисного управления.
1.1. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Лекции 9 2 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Практические 9 4 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие и характеристики антикризисного управления. Диагностика в системе антикризисного управления. Сам. работа 9 30 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методы диагностики антикризисного управления
2.1. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Лекции 9 2 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Практические 9 4 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Экспресс-диагностика финансового состояния предприятия. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Сам. работа 9 30 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Лекции 9 6 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Практические 9 6 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Методы рейтинговой оценки финансово-экономического состояния Сам. работа 9 26 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления
3.1. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Лекции 9 6 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Практические 9 6 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Комплексные подходы к диагностики антикризисного управления Сам. работа 9 26 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Стратегическая диагностика Практические 9 6 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Стратегическая диагностика Сам. работа 9 22 ПК-25, ПК-27, ПК-32 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Веснин В. Р. , Юрьева Т. В. Антикризисное управление: Учебно-практическое пособие из университетской библиотеки "Online" М.: Евразийский открытый институт/http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90672, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90672
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351
Л2.2 Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом : практикум : Учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ. То же [Электронный ресурс] - https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351 , 2014 https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.