МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Имитационный менеджмент и бизнес-моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Имитационный менеджмент и бизнес-моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 29.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - получение системы знаний о методах имитационного моделирования и их применении в решении управленческих задач и разработке бизнес-моделей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-об основных терминах, понятиях и экономико-математических моделях, и их применении в компьютерном моделировании менеджмента
-об основных принципах, на которых базируется моделирование, об информационном обеспечении моделирования, методах и этапах моделирования
-о сложностях моделирования
- основы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности;
инструменты оценки рыночных возможностей;
-методы формирования новых бизнес-моделей.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать исходную информацию;
- строить математические и компьютерные модели и анализировать полученные результаты;
- принимать управленческие решения на основе полученных результатов;
- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
выявлять новые рыночные возможности для бизнеса;
создавать новые бизнес-модели.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения технологий построения математических и компьютерных моделей;
- навыками выбора моделей для принятия управленческих решений;
- навыками анализа полученных результатов в результате построения и решения задач компьютерного моделирования в управлении;
-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
-способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
-навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Лекции 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.10, Л2.7, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.2. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.3. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Сам. работа 4 6 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.4. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Лекции 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.5. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.6. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Сам. работа 4 12 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
Раздел 2. Методы имитационного моделирования
2.1. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Лекции 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.2. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Практические 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.3. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Сам. работа 4 18 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.4. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Лекции 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.5. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Практические 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.6. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Сам. работа 4 16 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
Раздел 3. 3. Бизнес-моделирование
3.1. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Лекции 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.2. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.3. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Сам. работа 4 16 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.4. Тема 6. Моделирование организационной структуры Лекции 4 0 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.5. Тема 6. Моделирование организационной структуры Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.6. Тема 6. Моделирование организационной структуры Сам. работа 4 12 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.7. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Лекции 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.8. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.9. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Сам. работа 4 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.10. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Лекции 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.11. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Практические 4 1 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.12. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Сам. работа 4 6 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.13. Зачет 4 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.10, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колокольникова, А.И. Excel 2013 для менеджеров в примерах : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275267
Л1.2 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Майорова Е.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Пакулин В. Н. Решение задач оптимизации управления с помощью MS Excel 2010: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колокольникова, А.И. Компьютерное моделирование финансовой деятельности: учебное пособие М. : Директ-Медиа,, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143511
Л2.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 А. Ф. Горшков [и др.] ; ред. Н. П. Тихомиров Компьютерное моделирование менеджмента: учеб. пособие для вузов М. : ЭКЗАМЕН, 2004
Л2.5 Филиппов Л.А., Юдинцев А.Ю. Менеджмент. Компьютерное моделирование: учеб. пособие Барнаул : [Аз Бука], 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/785
Л2.6 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб. пособие для экон. спец. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.7 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.8 Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.10 А. С. Шапкин, В. А. Шапкин Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник Москва : Дашков и К,, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом":http://www.mevriz.ru/
Э4 Электронно-библиотечная система Издательства "Лань": http://e.lanbook.com/
Э5 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.