МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ю.н., профессор, Давыдов С.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» –
получение теоретических знаний о возможностях оперативно-розыскной деятельности в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений.
Задачи изучения дисциплины:
- усвоение студентами основных теоретических положений основ оперативно-розыскной деятельности (сущность, правовая основа и принципы);
- изучение структуры органов и субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- получение знаний об оперативно-розыскных мероприятиях, их общей характеристики и отдельных видах;
- ознакомление с содержанием оперативно-розыскной тактики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4:содержание оперативно-розыскных мероприятий, используемых в борьбе с преступностью;инструментарий оперативно-розыскной деятельности – ее силах, средствах и методах;об оперативно-розыскном производстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4:находить, анализировать, толковать законодательные и иные нормативные акты, являющиеся правовой основой оперативно-розыскной деятельности;применять нормативные правовые акты, регламентирующие использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4:использования понятийного аппарата, необходимого для дальнейшего самостоятельных познаний в области оперативно-розыскной деятельности;;работы с законодательными актами и иными нормативными источниками, регламентирующими вопросы, связанные с взаимодействием органов предварительного следствия и оперативно-розыскных органов в раскрытии и расследовании преступлений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и значение оперативно-розыскной деятельности в борьбе с преступностью
1.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Лекции 1 2 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 1 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Правовая основа и принципы оперативно-розыскной деятельности
2.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 1 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности
3.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Сам. работа 1 18 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность их права и обязанности Практические 1 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Оперативно-розыскные мероприятия
4.1. Оперативно-розыскные мероприятия Сам. работа 1 26 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности
5.1. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности: лабораторный практикум Сам. работа 1 16 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Тактические основы оперативно-розыскной деятельности Практические 1 6 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Зачет Зачет 1 4 ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Оперативно-розыскная деятельность и ее значение в защите прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств.
2. Задачи ОРД.
3. Законность, уважение прав и свобод человека и гражданина как принципы ОРД.
4. Нравственные основы ОРД.
5. Органы, осуществляющие ОРД и их права.
6. Обязанности органов, осуществляющих ОРД.
7. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.
8. Социальная и правовая защита лиц, содействующих органам, осуществляющим ОРД.
9. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
10. Правовое регулирование оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий.
11. Правовое регулирование условий для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
12. Виды, понятие оперативно-розыскных мероприятий.
13. Правовое регулирование проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан.
14. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
15. Прокурорский надзор как гарантия обеспечения законности в ОРД.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Маркушин А.Г. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Лапин Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для ВО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дубоносов Е.С. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Обеспечение прав личности в оперативно-розыскной деятельности" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.