МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые способы разрешения конфликтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2020 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.юрид. наук, доцент, Беспечный Олег Васильевич

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовые способы разрешения конфликтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.12.2016г. №1511

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р юрид. наук Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р юрид. наук Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение основных теоретических и практических проблем разрешения споров и конфликтов, возникающих в правовой сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-2 способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2: значение судебных форм разрешения правовых споров и конфликтов в практической деятельности и в научном познании;
ОК-6: значение альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов в практической деятельности и в научном познании.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2: проводить диагностику конфликтной ситуации, конфликтного юридического отношения, конфликтных действий;
ОК-6: определять процесс управления юридическим конфликтом, выявлять его этапы и методы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2: навыками подготовки документальной основы по использованию судебного и альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов;
ОК-6: навыками применения судебных и альтернативных форм (переговоров, посредничества, арбитража и др.).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, преимущества и недостатки судебного и альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов
1.1. Понятие альтернативного (негосударственного) разрешения правовых споров. Понятие судебного разрешения правовых споров. Предпосылки восстановления и обновления альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в Российской Федерации. Преимущества и недостатки судебного и альтернативного разрешения. Лекции 2 2 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие альтернативного (негосударственного) разрешения правовых споров. Понятие судебного разрешения правовых споров. Предпосылки восстановления и обновления альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в Российской Федерации. Преимущества и недостатки судебного и альтернативного разрешения. Практические 2 2 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие альтернативного (негосударственного) разрешения правовых споров. Понятие судебного разрешения правовых споров. Предпосылки восстановления и обновления альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в Российской Федерации. Преимущества и недостатки судебного и альтернативного разрешения. Сам. работа 2 10 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. История развития и современное состояние судебного и альтернативного разрешения споров в России. Лекции 2 2 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Переговорный процесс и претензионный порядок урегулирования правового конфликта. Мировое соглашение. Сам. работа 2 30 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Характеристика и перспективы развития третейского суда и третейского разбирательства. Лекции 2 2 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Характеристика и перспективы развития третейского суда и третейского разбирательства. Сам. работа 2 10 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Применение посредничества в разрешении правового конфликта. Сам. работа 2 10 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Зачет Зачет 2 4 ПК-2, ОК-6 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Эффективность юридических механизмов разрешения конфликтов.
2. Технология разрешения юридического конфликта.
3. Альтернативные (негосударственные) формы урегулирования и разрешения юридического
конфликта.
4. Эффективность и последовательность применения альтернативных форм
разрешения конфликтов в правовой сфере.
5. Предпосылки развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов
в России.
6. Переговоры как форма разрешения юридических конфликтов.
7. Условия эффективности переговорного процесса по урегулированию правовых
споров и конфликтов.
8. Договор как итоговый документ переговоров.
9. Претензионный порядок урегулирования юридического конфликта.
10. Применение посредничества в ходе разрешения юридического конфликта.
11. Характеристика и перспективы развития третейского суда и третейского
разбирательства в плане разрешения юридических конфликтов.
12. Преимущества и недостатки третейского разбирательства как формы урегулирования
правовых споров и конфликтов.
13. Процедура урегулирования конфликтов в третейских судах.
14. Мировое соглашение как альтернативная форма разрешения правовых споров и
конфликтов.
15. Мировое соглашение в исполнительном производстве.
16. Согласительные процедуры, применяемые при разрешении конфликтов,
возникающих в государственно-правовой сфере.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В., Знаменский Д. Ю. Конфликтология: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нагайцев, В. В. Общая конфликтология: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Правовые способы разрешения конфликтов" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.