МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык в сфере делового и профессионального общения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильРусский язык и литература в филолого-коммуникативном аспекте
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_РЯЛ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 14
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 72 72
Сам. работа 36 36 36 36 72 72
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Виноградова Юлия Борисовна

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Карпухина Виктория Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык в сфере делового и профессионального общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать представления об особенностях делового общения на иностранном языке; правилах и образцах его использования в различных ситуациях: деловых переговорах, собеседованиях и т.п.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-4: способностью самостоятельно приобретать, в том числе с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности
ОПК-1: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2: владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы межкультурной коммуникации в ситуациях делового общения, основы публичных выступлений разных форматов на иностранном языке.
принципы работы с интернет-ресурсами.
информационные технологии для поиска данных в рамках делового общения на иностранном языке; основы публичных выступлений разных форматов на иностранном языке.
клише для общего обзора, сравнения, оценивания, сопоставления информации и прогнозирования тенденций развития ситуации общения; языковые и стилистические особенности резюме, сопроводительных писем, писем-запросов.
3.2.Уметь:
3.2.1.производить этимологический и контекстный анализ слов; формировать имидж с помощью правильно выбранных стратегий делового общения.
применять информационные технологии в различных областях знаний;
оценить и обработать языковые явления в определенной ситуации делового общения; чётко и связно излагать свои мысли; уделять внимание нескольким объектам одновременно, принимать решения в условиях изменяющейся ситуации.
производить этимологический и контекстный анализ слов; формировать имидж с помощью правильно выбранных стратегий делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками последовательного устного перевода; навыками сопровождения различных событий (выставок, конференций, конкурсов).
навыками работы с информацией для различных целей, в т.ч. не связанных с профессиональной сферой;
необходимой терминологией, навыками публичных выступлений на иностранном языке; методикой презентации материала с учетом особенностей слушателя или конкретной аудитории.
навыками последовательного устного перевода; навыками сопровождения различных событий (выставок, конференций, конкурсов).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Карьера. Умение сделать выбор.
1.1. Проведение обсуждений, выбор карьеры, выражение отношения к прошедшим событиям. Практические 1 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
1.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 1 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Риск в деловой жизни.
2.1. Виды риска. Формат видеоконференции. Выражение взаимопонимания. Практические 1 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
2.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 1 14 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Прогресс, продвижение бизнеса.
3.1. Факторы успеха. Проведение мозгового штурма. Эмфатические конструкции и обратная связь. Практические 1 8 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
3.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 1 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Производительность, эффективность.
4.1. Ожидания работодателя и работника. Формат презентации-экспромта. Практические 1 4 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
4.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 1 6 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Руководство, лидеры.
5.1. Стили руководства. Формат брифинга. Выражение личных взглядов. Практические 2 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
5.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 2 10 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Ценности в бизнес сообществе.
6.1. Духовные ценности в бизнесе. Формат ответов на «неудобные» вопросы. Практические 2 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
6.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 2 18 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Способность убеждать.
7.1. Продать идею: формат презентации с элементами стратегий убеждения. Практические 2 12 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2
7.2. Выполнение домашнего задания Сам. работа 2 8 ОК-2, ОК-4, ОПК-1, ОПК-2 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. You negotiate buying office furniture (10 desks, 20 chairs).
A You are supposed to spend about 3000$.
B You are supposed to sell the desks at 200$, chairs at 100$
Make tentative offer, counter offer, firm offer.
Discuss discounts, accessories.

2. You negotiate the terms of building a business center in SPb.
A You are a representative of a German firm and you want your Russian partners to meet the deadline in October 2013.
B You are a representative of a Russian building company and you are trying to explain that it is impossible to meet the deadline in October 2013

3. You negotiate the terms of selling your product in a chain of supermarkets in Japan.
A You are a representative of a French perfume company and you want to know the exact deadlines and the volume of your supply.
B You are a representative of a Japanese company and at the moment you avoid giving the exact dates and terms.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
A Letter of Application.
Curruculum Vitae.
A Letter of Inquiry.
A Letter of Complaint.
Motivation Letter.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 O’Connell S. Focus on IELTS: [England]: Longman, [2007]
Л2.2 Яшина Т.А., Жаткин Д.Н. English for Business Communication/ Английский язык для делового общения: Учебное пособие М.: ФЛИНТА, 2016 https://e.lanbook.com/book/84337#authors
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.englishtips.org
Э2 Деловой иностранный язык https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6245
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://dictionary.cambridge.org/
http://engood.ru/
http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
http://www.macmillandictionary.com/
https://www.collinsdictionary.com/
https://www.merriam-webster.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Помимо аудиторных занятий, студенты должны выполнять самостоятельную подготовку (в виде регулярных домашних заданий). Эффективность усвоения материала и овладение иноязычными компетенциями напрямую зависят от регулярности, систематичности внеаудиторной подготовки.
В ходе изучения дисциплины, студенты выполняют следующие виды работ в двух режимах: Аудиторная работа и Самостоятельная (внеаудиторная) работа.
Оба режима работ направлены на развитие следующих компетенций:
Рецептивные:
• Чтение
• Аудирование
Продуктивные:
• Говорение
• Письмо
Специфика данной дисциплины состоит в том, что основными задачами являются овладение бизнес функциями, навыками делового общения.
Устные навыки развиваются в рамках стандартных бизнес ситуаций: презентация, переговоры, встречи, телефонные переговоры.
Навыки делового письма направлены на следующие разделы: запрос информации, подготовка отчетов и предложений, деловые письма различной тематики.
Аудиторная работа
Аудиторная работа направлена на развитие навыков письменного и устного делового общения. Основными задачами изучения дисциплины являются:
• накопление и практика вокабуляра, связанного с бизнес средой;
• развитие навыков делового общения в бизнес среде - участие в переговорах и совещаниях, телефонные переговоры, прохождение собеседования и т.д.
• формирование навыков монологической речи в деловом общении (построение подготовленного монологического высказывания в рамках заданной тематики)
• совершенствование навыков ведения диалога на профессиональные темы, обсуждения услышанного (прочитанного, увиденного);
• формирование навыков выступления с докладом (презентацией) на тему, связанную со специальностью (5-10 минут).
• овладение и развитие навыков работы с англоязычным текстом общей бизнес-тематики (поисковое и просмотровое чтение, передача краткого содержания, подробный пересказ, умение делать выводы);
• навыки делового письма (резюме, отчет, и т.д.)
Самостоятельная (внеаудиторная) работа
Самостоятельная подготовка включает в себя выполнение домашних заданий.
Эффективность обучения во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы.
Работа с текстами, составление тематического глоссария по прочитанному тексту. Рекомендуется: неоднократно прочитать текст вслух, отработать технику чтения. Обратить внимание на чтение трудных слов (после текстов часто указываются трудные слова с транскрипцией). Составить тематический глоссарий по прочитанному тексту.
Выполнение различного рода коммуникативных упражнений по закреплению бизнес функций (переговоры, встречи, презентация, телефонные переговоры)
Студентам рекомендуется сначала записать коммуникативное высказывание (ответ на вопрос, пересказ текста, и др.) в письменной форме, затем отработать это высказывание в устной форме. Можно рекомендовать студентам записывать свой ответ дома на магнитофон с его последующим прослушиванием. При подготовке обратить внимание на формат, структуру, речевые клише для данной функции (формальный-неформальный стиль, процедура и структура общения и т.п.).
Рекомендуется выполнять задание по чтению дополнительной литературы небольшими порциями несколько раз в неделю, так как студенты не способны прочитать и проработать большой объем страниц за один прием.
Написание делового письма
Для успешного овладения навыками письменной деловой речи важно следовать следующим рекомендациям:
- внимательно прочитайте задание
- определите вид письма
- найдите образец данного вида делового письма (в Интернете или в учебнике)
- вспомните структуру письма, оформление, речевые обороты, объем
- напишите деловое письмо, учитывая все основные требования
- перечитайте свою работу, обращая внимание на содержание, логику изложения, формат письма, лексику и грамматику.


Подготовка к практическим занятиям
Основной целью организации подготовки к практическим занятиям является развитие навыков чтения, письма, говорения и аудирования. При подготовке к каждому занятию необходимо обратиться к уроку в учебнике по данной теме и дополнительным учебным пособиям, чтобы уточнить новую лексику, терминологию, грамматические структуры. При работе с лексико-грамматическим материалом необходимо стремиться не только к узнаванию слова или грамматического оборота, но и к пониманию цели его употребления в данном контексте, функциональной нагрузки, которой данная языковая единица обладает.
Изучение английского языка предусматривает систематическую самостоятельную работу студентов над материалами для дополнительного чтения текстов профессиональной и бизнес тематики; развитие навыков самоконтроля, способствующих интенсификации учебного процесса. Основной целью организации самостоятельной работы студентов является систематизация и активизация знаний, полученных ими на семинарах и в процессе подготовки к практическим занятиям. Студентам следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым аспектам, в частности английскому для профессиональных целей.