МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Философские проблемы естествознания
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 18 16 18
Практические 16 18 16 18
Сам. работа 49 45 49 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н. , доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Философские проблемы естествознания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2018 г. № 228
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Антюфеева Т.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомления магистрантов географического факультета с неотъемлемым компонентом единой культуры – философией естествознания (в том числе и географии) и формирования целостного взгляда на окружающий мир.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-1: владением знаниями о философских концепциях естествознания и основах методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени
ОПК-2: способностью применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче географической информации и для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности
ОПК-3: способностью к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности
ОПК-5: способностью к активной социальной мобильности
ОПК-7: способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, разработке и осуществлении социально значимых проектов и использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом
ОПК-8: готовностью к самостоятельной научно-исследовательской работе и работе в научном коллективе, способностью порождать новые идеи (креативность)
ОПК-9: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о специфике естественнонаучной культуры и её отношениях с философией, развитии научного метода, истории естествознания; корпускулярную и континуальную концепции описания природы, основные идеи современной физики и космологии, химии и биологии, географии, геологии и экологии, принципы построения современной научной картины мира;
основы организации интенсивной научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности;
основные тенденции и направления развития инновационных процессов, протекающих в области науки и образования на современном этапе;
правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов в области образования;
современные компьютерные технологии;
основы организации интенсивной научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности;
ведения дискуссии, полемики, диалога в области философских проблем естествознания;
правовые и этические нормы при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов в области образования;
основы организации интенсивной научно-исследовательской и научно-изыскательской деятельности;
3.2.Уметь:
3.2.1.о находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, в том числе относящуюся к новым областям знаний, непосредственно не связанную со сферой профессиональной деятельноститличать философские проблемы естествознания от научных, применять полученные знания в профессиональной деятельности и практике повседневной жизни;
находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, в том числе относящуюся к новым областям знаний, непосредственно не связанную со сферой профессиональной деятельности;
осмысленно оперировать философскими категориями в профессинальной деятельности;
применять компьютерные технологии;
планировать и организовывать собственную работу и работу коллектива;
принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
осмысленно оперировать философскими категориями в профессиональной деятельности;
планировать и организовывать собственную работу;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о современных естественных науках и их проблемах, навыками выявления и формулирования философских проблем естествознания, их мировоззренческом значении;
способностью принимать решения в рамках своей профессиональной компетенции;
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, а также деятельности в составе группы;
навыками системного мышления;
компьютерными технологиями сбора и обработки информации;
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы, а также деятельности в составе группы;
приемами ведения дискуссии, полемики, диалога в области философских проблем естествознания;
навыками критической философской оценки и естественнонаучных течений, направлений и школ;
навыками самостоятельной научно-исследовательской работы;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наука и естествознание в современной культуре
1.1. Наука и естествознание в современной культуре Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
1.2. Наука и естествознание Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
1.3. Наука и естествознание в современной культуре Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 2. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем
2.1. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
2.2. История естествознания Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Периодизация истории естествознания. Естественно-научная картина мира в контексте философских проблем Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 3. Бытие науки
3.1. Бытие науки Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
3.2. Бытие науки Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 4. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах
4.1. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
4.2. Методология науки. Синергетика и самоорганизация Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
4.3. Концепции самоорганизации материи. Науки о сложных системах Сам. работа 1 12 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 5. Философские аспекты современной физики
5.1. Философские аспекты современной физики Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
5.2. Физическая картина мира Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
5.3. Философские аспекты современной физики Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 6. Философские аспекты современной химии
6.1. Философские аспекты современной химии Лекции 1 1 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
6.2. Химическая картина мира Практические 1 1 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
6.3. Философские аспекты современной химии Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 7. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы
7.1. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
7.2. Космологическая картина мира Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
7.3. Философские аспекты современной космологии. Земля – планета Солнечной системы Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 8. Философские аспекты современной биологии
8.1. Философские аспекты современной биологии Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
8.2. Биологическая картина мира Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
8.3. Философские аспекты современной биологии Сам. работа 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 9. Феномен человека
9.1. Феномен человека Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
9.2. Проблемы антропосоциогенеза Практические 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
9.3. Феномен человека Сам. работа 1 5 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
Раздел 10. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества.
10.1. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества. Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
10.2. Биосфера – ноосфера – космос Философские аспекты глобальных проблем человечества. Практические 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
10.3. Биосфера и ноосферогенез Философские аспекты глобальных проблем человечества. Сам. работа 1 11 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л1.2
10.4. Экзамен 1 27 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л3.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Философия науки и естествознания, их предмет, структура, функции.
2. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.
3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание.
4. Сциентизм и антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
5. Основные философские парадигмы в исследовании науки (аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).
6. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.
7. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.
8. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
9. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.
10. Научное знание как система, его структура и функции.
11. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.
12. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.
13. Методы научного познания. Критерии и нормы научного познания.
14. Структура и функции научной теории, их классификация, структура.
15. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.
16. Проблемная ситуация в науке как возникновение противоречия в познании.
17. Методы предвидения, предсказания и прогнозирования в естествознании.
18. Характерные особенности системного метода исследования.
19. Строение и структура системы. Классификация систем.
20. Самоорганизация, организация систем и эволюция систем.
21. Методы и перспективы системного исследования.
22. Системный метод и современное научное мировоззрение.
23. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности.
24. Иерархия структурных уровней организации материи. Фундаментальные физические представления о единстве природы.
25. Место математики в системе наук. Специфика математического знания
26. Исторические виды и современное представление о физической картине мира; её общенаучное и философское значение.
27. Пространство и время в марко-, микро- и мега- мире. Взаимосвязь пространства, времени и материи.
28. Онтологические, гносеологические и методологические проблемы синергетики.
29. Детерминизм в современной физике. Формы проявления закономерной связи и причинной обусловленности явлений. Индетерминизм.
30. Мировоззренческие проблемы космологии. Антропный принцип: его виды и философское значение.
31. Проблемы объективности знания в современной астрономии и космологии.
32. Эволюционная проблема в астрономии и космологии.
33. Предмет биологии как науки. Система мировоззренческих и методологических принципов в современной биологии.
34. Проблема живого. Демаркация живой и неживой природы. Философские проблемы происхождения жизни.
35. Философские проблемы современной теории эволюции.
36. Философские проблемы теорий антропогенеза и социогенеза.
37. Глобальный эволюционизм и теория коэволюции.
38. Философские проблемы современной экологии.
39. Философские проблемы химии.
40. Геохимическое учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
41. Коэволюционная стратегия её понятие, сущность, основания, механизмы.
42. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает типовые задания, индивидуальные домашние задания, задания для собеседования, вопросы к зачёту.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2020 www.biblio-online.ru/book/28BA6339-B31C-4C8C-844B-8895985A570C.
Л1.2 Шуталева А.В. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/781D7FE3-5E08-4978-A11A-E63FB9327791
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Светлов В.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D078B89A-F924-4958-95A6-3E89AEF71399
Л2.2 Митрошенков О.А. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E150B85E-AF10-4BEC-9980-F86E522E86C8
Л2.3 Липкин А.И. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B24AD3C5-604D-438C-9CAF-643BA58041FD
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Багдасарьян Н.Г. - отв. ред. ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/864AE1EA-F0A5-4762-AD7D-DE431038FDDA
Л3.2 Ушаков Е.В. ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FA079D3D-2982-4784-B001-5FC5A9EC4806
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». http://platonanet.org.ua/
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». http://vphil.ru/
Э3 3. Библиотека по философии. http://lib.ru/FILOSOF/
Э4 4. Сайт «Философы древности». http://www.philosoma.ru/
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России http://www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ http://www.library.ru/
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова http://www.lib.ru
Э8 8. Курс в Moodle «Философские проблемы естествознания» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2209
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Философские проблемы естествознания» предусмотрены домашние задания и выступления на практических занятиях, как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – экзамен после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течении изучения учебной дисциплины, оценки за выступления на практических занятиях, домашние и индивидуальные задания.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 бал-лов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каж-дый правильно отвеченный вопрос дается 50 баллов. Максимальное коли-чество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п.