МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Принятие решений в системе - менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильЭкономика безопасности в АПК
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_ЭБ в АПК-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 91
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 18 22 18 22
Сам. работа 91 87 91 87
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д-р экон. наук, зав. кафедрой, С.И. Межов

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, профессор, Л.А. Семина

Рабочая программа дисциплины
Принятие решений в системе - менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 24.05.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности, умения использовать современные приемы и методы разработки, принимать и оптимизировать управленческие решения в условиях конкурентной среды.
Задачами изучения дисциплины являются:
- изучение технологии разработки, принятия и реализации управленческих решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;
- изучение методов анализа, прогнозирования, оптимизации управленческих решений;
- получение практических навыков применения изучаемых методов разработки и принятия управленческих решений посредством проигрывания конкретных ситуаций и решения практических управленческих задач;
- формирование навыков адаптации изученных методов к конкретным управленческим ситуациям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-12 способностью разрабатывать варианты управленческих решений и об основывать их выбор на основе критериев социально - экономической эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия дисциплины;
- принципы разработки и принятия решений;
- современные подходы и технологии разработки управленческих решений;
- методы оптимизации управленческих решений;
- способы оценки экономической и социальной эффективности управленческих решений;
- виды ответственности за принимаемые решения.
3.2.Уметь:
3.2.1.- организовывать процесс разработки управленческих решений;
- применять эффективные методы оптимизации решений;
- адекватно и непредвзято оценивать предлагаемые альтернативы;
- выбирать рациональные варианты действий в практических задачах принятия решений с использованием экономико-математических моделей;
- принимать обоснованные управленческие решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-методами построения и анализа эффективных решений и соответствующими возможностями информационных технологий;
-навыками принятия обоснованных управленческих решений, выявления факторов, влияющих на процессы выработки и реализации управленческих решений в условиях динамично развивающейся среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и сущность управленческих решений. Системный подход в подготовке и принятии управленческих решений
1.1. Понятие «решение». Процедура и основания для принятия решения. Функции управленческого решения. Экономическая, социальная, правовая и технологическая основы принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений. Условия неопределенности и риска. Проблемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Лекции 4 2 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Факторы качества управленческих решений. Основные постулаты системного анализа. Приемы упрощения ситуаций. Понятие риска. Источники индивидуального риска. Практические 4 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Составляющие и заменители в процессе принятия управленческих решений. Понятие риска. Источники индивидуального риска. Классификация рисков. Сам. работа 4 27 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Модели разработки управленческих решений. Принятие решений в условиях риска
2.1. Методы и моделирование процесса разработки решения. Этапы, цели, типы и способы моделирования. Количественная и качественная оценка риска. Стратегии управления риском и причины пренебрежения риском. Лекции 4 4 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Уровни постановки проблем. Математический аппарат разработки управленческих решений. Методы управления рисками. Рекомендации менеджеру по управлению рисками. Практические 4 12 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Роль стратегического мышления в принятии управленческих решений. Типичные ошибки менеджера в принятии управленческих решений. Сам. работа 4 34 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Оценка эффективности управленческих решений, проблемы и перспективы принятия управленческих решений в современном мире
3.1. Сущность и составляющие эффективности управленческих решений. Факторы, определяющие эффективность управленческих решений. Критерии эффективности управленческого решения. Виды ответственности руководителя при принятии управленческого решения. Лекции 4 2 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Оценка экономической эффективности управленческих решений Практические 4 6 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Профессиональный кодекс сотрудника. Сам. работа 4 26 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Промежуточная аттестация Экзамен 4 27 ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2020 biblioclub.ru
Л1.2 Методы принятия управленческих решений Методы принятия управленческих решений : Учебное пособие В.И. Катаева, М.С. Козырев, 17.05.2017 biblioclub.ru
Л1.3 Карданская, Н.Л. Принятие управленческого решения=Managementdecisionmaking : Учебник для вузов М. :Юнити-Дана, , 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Харитонова, И.В. Основы теории принятия управленческих решений : учебник Архангельск : САФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Э.А. Понуждаев, М.Э. Понуждаева. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л2.3 Филинов-Чернышев Н.Б. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.