МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проверка законности и обоснованности судебных решений по уголовным делам

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Якушева Т.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проверка законности и обоснованности судебных решений по уголовным делам

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Проверка законности и обоснованности судебных решенеий по уголовным делам» - фундаментальная и специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области юриспруденции, способных решать сложные и ответственные задачи, которые стоят перед органами судебной системы; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-24 способностью осуществлять организационное обеспечение судопроизводства
ПК-27 способностью обеспечивать законность рассмотрения дел судами и законность принимаемых судебных решений
ПСК-1.3 способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
ПСК-1.5 способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-24:природу и сущность государства и права;
ПК-27:понятие и структуру механизма правового регулирования в области уголовного судопроизводства;
ПСК-1.3:механизм реализации субъективных прав участников уголовного судопроизводства;
ПСК-1.5:юридическую терминологию.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-24:толковать и применять нормы уголовно-процессуального права; оперировать юридическими понятиями и категориями; юридически правильно делать выводы об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовным делам;
ПК-27:устанавливать обстоятельства совершенного преступления, определять меры процессуального принуждения и меры наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства;
ПСК-1.3:изучать и анализировать уголовно-процессуальное законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;
осуществлять сбор нормативной информации, следственной и судебной практики, имеющих значение для применения правовых норм;
ПСК-1.5:анализировать нормы различных отраслей права и правовые отношения во всех сферах юридической деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-24:навыками работы с правовыми актами; реализации уголовно-процессуальных норм;
ПК-27:обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений;
ПСК-1.3:составления уголовно-процессуальных документов; осуществление правовой пропаганды и правового воспитания граждан;
ПСК 1.5:принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности обжалования избранных мер процессуального принуждения
1.1. Особенности обжалования избранных мер процессуального принуждения Лекции 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности обжалования избранных мер процессуального принуждения Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности обжалования избранных мер процессуального принуждения Сам. работа 7 12 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ходатайства и жалобы
2.1. Ходатайства и жалобы Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Ходатайства и жалобы Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Ходатайства и жалобы Сам. работа 7 12 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация.
3.1. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.2. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.3. Иные положения. Процессуальные сроки, процессуальные издержки, Реабилитация. Сам. работа 7 10 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Производство в суде апелляционной инстанции
4.1. Производство в суде апелляционной инстанции Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
4.2. Производство в суде апелляционной инстанции Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
4.3. Производство в суде апелляционной инстанции Сам. работа 7 10 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Производство в суде кассационной инстанции
5.1. Производство в суде кассационной инстанции Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
5.2. Производство в суде кассационной инстанции Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
5.3. Производство в суде кассационной инстанции Сам. работа 7 10 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Производство в суде надзорной инстанции
6.1. Производство в суде надзорной инстанции Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
6.2. Производство в суде надзорной инстанции Сам. работа 7 8 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
6.3. Производство в суде надзорной инстанции Практические 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
7.1. Производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Лекции 7 2 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
7.2. Производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Практические 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
7.3. Производство по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств Сам. работа 7 4 ПК-24, ПК-27, ПСК-1.3, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Понятие и классификация судебных решений в уголовном процессе.
2. Промежуточные судебные решения: понятие, назначение и виды.
3. Основные этапы становления и развития системы проверки судебных решений по уголовно-процессуальному законодательству России.
4. Требования к системе проверки судебных решений сформулированные в решениях Ев-ропейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ.
5. Процессуальный порядок и особенности обжалования промежуточных судебных ре-шений.
6. Основные черты проверки приговора в апелляционном порядке.
7. Понятие и виды оснований проверки судебных решений в апелляционном порядке.
8. Структура процессуальной деятельности суда по проверке судебных решений в апел-ляционном порядке.
9. Требования, предъявляемые к апелляционной жалобе (представлению). Основания и условия возвращения апелляционной жалобы (представления).
10. Срок и порядок подачи апелляционной жалобы (представления). Порядок и основа-ния восстановления пропущенного срока проверки итоговых судебных решений в апел-ляционном порядке.
11. Процессуальный порядок проведения судебного следствия при проверке итоговых судебных решений в апелляционном порядке.
12. Виды решений, выносимых при проверке итоговых судебных решений в апелляционном порядке.
13.Действие ревизионного начала и недопустимости поворота к худшему при проверке итоговых судебных решений в апелляционном порядке.
14. Основные черты и назначение проверки судебных решений в кассационном порядке. 15. Основания проверки судебных решений в кассационном порядке.
16.Поворот к худшему при пересмотре судебных решений в кассационном порядке: основания и условия применения.
17. Требования, предъявляемые к кассационной жалобе (представлению). Процессуаль-ный порядок рассмотрения кассационных жалоб и представлений.
18.Процессуальная структура и порядок проверки судебных решений в кассационном порядке.
19. Судебное заседание в суде кассационной инстанции по рассмотрению уголовного дела по кассационной жалобе (представлению).
20. Виды решений суда кассационной инстанции, выносимых по итогам проверки реше-ний суда.
21. Пределы прав суда кассационной инстанции.
22.Требования, предъявляемые к надзорным жалобам (представлениям), порядок подачи и рассмотрения.
23. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорной жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.
24. Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ при проверке судебных решений в порядке надзора.
25.Виды решений, выносимых Президиумом Верховного Суда РФ при проверке судеб-ных решений в порядке надзора.
26. Понятие и система оснований возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
27. Порядок возбуждения производства по уголовному делу ввиду новых и вновь от-крывшихся обстоятельств и проверки оснований.
28.Процессуальный порядок разрешения судом вопроса о возобновлении производства по уголовному делу.
29. Процессуальная роль прокурора при возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Булатов Б.Б. - отв. ред., Баранов А.М. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 6-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Проверка законности и обоснованности судебных решений по уголовным делам" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Проверка законности и обоснованности судебных решений по уголовным делам" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.