МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Производство в суде присяжных

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКриминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Криминалистика-34-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 40
контроль 16
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 40 40 40 40
Часы на контроль 16 16 16 16
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Производство в суде присяжных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 г. №1538.

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины «Производство в суде присяжных» - специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области уголовного судопроизводства, способных решать сложные задачи, возникающие в суде присяжных; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-2: основы планирования, разработки комплексного процесса юридических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: анализировать методы научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-2: планировать и разрабатывать процесс юридических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1: навыки научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-2: навыками планирования и разработки процесса юридических исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения и развития суда присяжных
1.1. История возникновения и развития суда присяжных Лекции 6 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
1.2. История возникновения и развития суда присяжных Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 2. Этапы становления суда присяжных в России
2.1. Этапы становления суда присяжных в России Практические 6 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
2.2. Этапы становления суда присяжных в России Сам. работа 6 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей
3.1. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Практические 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
3.2. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Сам. работа 6 8 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 4. Подсудность дел суду присяжных
4.1. Подсудность дел суду присяжных Практические 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
4.2. Подсудность дел суду присяжных Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 5. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных
5.1. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Практические 6 0 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
5.2. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 6. Особенности производства в судебном разбирательстве
6.1. Особенности производства в судебном разбирательстве Практические 6 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
6.2. Особенности производства в судебном разбирательстве Сам. работа 6 8 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
Раздел 7. Особенности кассационного, надзорного производства
7.1. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Практические 6 0 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1
7.2. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Сам. работа 6 8 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные этапы становления суда присяжных в России.
2. Предметная подсудность уголовных дел суду присяжных.
3. Территориальная подсудность уголовных дел суду присяжных.
4. Разъяснение обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных.
5. Заявление ходатайства о суде присяжных, отказ от суда присяжных. Оформление.
6. Основания проведения предварительного слушания.
7. Порядок и сроки проведения предварительного слушания.
8. Решения, принимаемые по итогам предварительного слушания.
9. Основания признания доказательств недопустимыми.
10. Порядок исключения недопустимых доказательств.
11. Лица, участвующие в предварительном слушании.
12. Вопросы, разрешаемые судом в предварительном слушании, при назначении
судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
13. Подготовительная часть судебного разбирательства в суде присяжных.
14. Формирование коллегии присяжных заседателей.
15. Полномочия присяжных заседателей.
16. Судебное следствие в суде присяжных.
17. Вердикт присяжных заседателей: содержание, порядок вынесения.
18. Обсуждение последствий вердикта.
19. Постановление приговора в суде присяжных.
20. Особенности кассационного обжалования приговоров, постановленных судом
с с участием присяжных заседателей.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Порядок заявления и разрешения ходатайств о рассмотрении дела судом присяжных.
Определение порядка производства при участии в деле нескольких обвиняемых.
2. Компетенция профессионального судьи и присяжного заседателя.
3. Права и обязанности присяжного заседателя. Отбор присяжных за¬седателей. Формирование
коллегии присяжных заседателей. Принятие при¬сяжными заседателями присяги. Разъяснение им
прав и обязанностей.
4. Особенности судебного следствия в суде присяжных. Особенности прений сторон в суде
присяжных.
5. Вопросы, подлежащие рассмотрению коллегией суда присяжных и порядок их постановки.
Напутственное слово председательствующего.
6. Совещание присяжных заседателей.
7. Вердикт присяжных заседателей: понятие, порядок вынесения, про¬возглашение, значение.
8. Действия председательствующего после провозглашения вердикта коллегии присяжных
заседателей.
9. Виды решений, принимаемых судьей. Особенности изложения при¬говора, постановленного
судом присяжных.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задача: По окончании ознакомления обвиняемого по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ Скорытова с материалами дела следователь разъяснил ему право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей. Обвиняемый заявил, что не готов ответить о своем согласии или несогласии на рассмотрение дела в таком составе и попросил дать время для принятия решения. На следующий день следователь вновь попросил Скорытова выразить свой отказ или согласие по указанному вопросу. Однако он вновь сказал, что не готов еще ответить. Тогда следователь, не дожидаясь ответа направил дело прокурору, который, утвердив обвинительное заключение, передал его в суд. Через шесть дней после поступления дела в суд обвиняемый направил письменное ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. Однако судья отказал ему, мотивировав это тем, что согласие может быть заявлено только при окончании предварительного следствия.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Божьев В.П. - под ред., Гаврилов Б.Я. - под ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Лазарева В.А. - отв. ред., Тарасов А.А. - отв. ред. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под рел. Жуйков Проблемы развития процессуального права РФ: М.: Норма, 2022 znanium.com
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2023 biblio-online.ru
Л2.4 под ред. Лебедева Практика применения УПК РФ: практическое пособие: М.: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Производство в суде присяжных: рабочая программа: АлтГУ, Орид. фак., 2018 www.law.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 7.2.1 http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э2 7.2.2 http:// www.scopus.com Электронная база данных «Scopus»
Э3 7.2.3 www.asu.ru - Электронно-библиотечная система издательства "Лань"
Э4 7.2.4 http://elibrary.asu.ru -Электронная библиотечная система АГУ
Э5 7.2.5 www.kremlin.ru - Президент РФ, www.vsrf.ru -Верховный Суд РФ, www.ksrf.ru - Конституционный Суда РФ, www.cdep.ru - Судебного департамента, www.kraevoy.alt.sudrf. ru - Алтайский краевой суд;
Э6 7.2.7 http://elibrary.ru –Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э7 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Производство в суде присяжных" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
• MicrosoftOffice
• MicrosoftWindows
• 7-Zip
• AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
• СПС "Консультант Плюс" Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)
• СПС "Гарант" Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Производство в суде присяжных» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.