МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02-СР-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 53
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, А.В. Бутина

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование способности к использованию законов логики для критического восприятия и анализа профессиональной информации, проведения научных исследований, письменного и устного изложения результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.роль логических знаний для организации и оптимизации профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать правила мышления для решения возникающих профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками рефлексивного мышления, необходимого для эффективного решения профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка.
1.1. Определение и предмет логики. Основные значения слова «логика». Основные ступени познания. Чувственное познание, его основные формы (ощущение, восприятие, представление) и особенности. Особенности абстрактного мышления и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Абстрактное мышление и формальная логика. Логический аспект рассмотрения мышления. Понятие логической формы и логического закона. Определение логики как науки. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Условия истинности выводного знания. Ошибки в мышлении, основные виды содержательных и формальных ошибок. Лекции 1 2 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.2. Логика и язык. Язык как знаковая система. Понятие и виды знаков. Характеристика языковых знаков. Семиотические аспекты языка. Особенности логического анализа языка. Семантические категории языка, их типы и виды. Общая характеристика языков логики и основные элементы их алфавитов. Сам. работа 1 4 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.3. Основные законы (принципы) правильного мышления. Понятие логического закона. Виды формально-логических законов. Закон тождества и его требования. Логические ошибки, связанные с нарушением закона тождества. Закон непротиворечия и его требование. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего и его требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного закона и его требования. Закон достаточного основания и его требование. Основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Практические 1 2 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
1.4. Основные законы (принципы) правильного мышления. Виды формально-логических законов. Общая характеристика основных законов правильного мышления. Закон тождества, его формула и требования. Ошибки, связанные с нарушением требований закона тождества. Закон непротиворечия, его формула и требование. Ошибки, возникающие в случае нарушения этого требования. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего, его формула и требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного требования. Закон достаточного основания, его требование и основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Проблема адекватности формулы закона достаточного основания. Значение основных законов правильного мышления. Сам. работа 1 4 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 2. Учение о понятии, определения.
2.1. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Определение признака. Основные виды признаков. Логические приемы, применяемые в процессе образования понятий. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды отношений совместимости и несовместимости. Круги Л. Эйлера и диаграммы Д. Венна. Сам. работа 1 6 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
2.2. Обобщение, ограничение и определение понятия. Обобщение и ограничение понятия как логические операции. Ошибки, возникающие в процессе обобщения и ограничения. Определение (дефиниция) понятия как логическая операция. Виды определений. Номинальное и реальное определения, их различие и взаимосвязь. Явное определение. Определение через род и видовое отличие («классическое»), его структура и виды. Правила явного определения и ошибки, возникающие в случае их нарушения. Неявное определение, его особенности, сферы применения и виды. Приемы сходные с определением. Значение определений. Деление понятия. Деление понятия как логическая операция. Основные требования к основанию деления. Правила деления, их взаимосвязь. Виды деления, их преимущества и недостатки. Классификация как особый вид деления. Виды классификаций. Значение деления. Сам. работа 1 6 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 3. Суждение (высказывание).
3.1. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Понятие высказывания. Основные виды суждений (простое и сложное). Виды простых суждений (атрибутивное, реляционное, экзистенциальное). Виды категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству. Распределенность терминов в категорических суждениях. Варианты и круговые схемы отношений между терминами в четырех типах категорических суждений. Практические 1 2 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
3.2. Сложное суждение (высказывание). Общая характеристика сложных суждений. Основные типы и роль логических союзов в сложных суждениях. Основные способы образования сложных суждений. Конъюнктивные суждения, их структура, способы образования и логические значения. Дизъюнктивные суждения, их виды, структура, способы образования и логические значения. Импликативные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Необходимое и достаточное условие. Эквивалентные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Сам. работа 1 4 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
3.3. Сложное суждение (высказывание). Общая характеристика сложных суждений. Основные типы и роль логических союзов в сложных суждениях. Основные способы образования сложных суждений. Конъюнктивные суждения, их структура, способы образования и логические значения. Дизъюнктивные суждения, их виды, структура, способы образования и логические значения. Импликативные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Необходимое и достаточное условие. Эквивалентные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Сам. работа 1 4 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 4. Основные типы неклассических логик.
4.1. Модальная логика. Понятие модальности. Модальные характеристики и операторы. Алетическая модальность суждений. Логическая и фактическая модальности. Категории и операторы алетической модальности, а также их взаимомосвязь. Эпистемическая модальность суждений. Внелогический и логический факторы принятия суждений. Категории и операторы эпистемической модальности, а также их взаимомосвязь. Степень обоснованности проблематических суждений и градация вероятностей. Деонтическая модальность суждений. Место деонтической модальности в структуре нормы. Обязывающие, запрещающие и разрешающие нормы. Взаимосвязь деонтических модальностей. Модальные деонтические требования к нормативно-правовой системе. Сам. работа 1 6 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 5. Силлогистика.
5.1. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных умозаключений. Дедуктивные умозаключения, их определение и классификация в традиционной и современной логике. Общая характеристика непосредственных умозаключений. Превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция предикату), умозаключения по «логическому квадрату». Лекции 1 2 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.2. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных умозаключений. Дедуктивные умозаключения, их определение и классификация в традиционной и современной логике. Общая характеристика непосредственных умозаключений, а также их виды: превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция предикату), умозаключения по «логическому квадрату». Сам. работа 1 4 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.3. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма. Фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Практические 1 2 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
5.4. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов и правила посылок). Ошибки, связанные с нарушением общих правил простого категорического силлогизма. Четыре фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Сам. работа 1 3 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 6. Правдоподобные рассуждения.
6.1. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Типы индуктивных умозаключений (демонстративные и недемонстративные). Полная индукция, ее структура и особенности. Неполная индукция, ее структура и особенности. Основные виды неполной индукции. Понятие вероятности. Виды и градация вероятностей. Энумеративная (популярная) индукция, ее особенности. Логические ошибки, встречающиеся в выводах популярной индукции. Условия, повышающие степень вероятности заключения в энумеративной индукции. Элиминативная индукция, ее особенности. Понятие и свойства причинно-следственных связей. Методы научной индукции. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Особенности и структура умозаключения по аналогии. Условия состоятельности и типичные ошибки выводов по аналогии. Виды аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогии). Сам. работа 1 6 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
Раздел 7. Формы развития знания.
7.1. Логические основы теории аргументации. Понятие аргументации. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Прямое доказательство, его особенности и формы. Косвенное доказательство, его виды (апагогическое, разделительное) и особенности. Понятие критики. Опровержение как логическая операция. Прямое и косвенное опровержение тезиса, их особенности и виды. Критика аргументов и демонстрации. Правила доказательства и опровержения, а также ошибки, возникающие в случае их нарушения (правила и ошибки по отношению к тезису; правила и ошибки по отношению к аргументам; правила и ошибки по отношению к демонстрации). Сам. работа 1 6 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4
7.2. Экзамен 1 9 Л2.5, Л2.6, Л2.1, Л2.7, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин А.А. ЛОГИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Хоменко И.В. ЛОГИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ивин А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л2.6 Михайлов К.А. ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.7 Светлов В.А. ЛОГИКА. СОВРЕМЕННЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э17 Курс на ЕОП АтГУ "Логика ЮИ, ИСН, ИМКФиП" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. По шагам, освоение курса
1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы;

1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике;

1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике;

1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д.

1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования.


2. Что является обязательным и рекомендательным.
В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

закрепления знаний обучающегося в области логики;
углубления и расширения общекультурного уровня студента;
формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

изучить рекомендованную литературу;
выполнять предлагаемые задания;
выполнять требования, предъявляемые к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.

Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.

В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства).

При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов последовательности, междисциплинарной интеграции и самостоятельности.