МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Метелев А.В.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Логика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 27.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - исследование и освоение студентами интеллектуального "инструментария" и, в связи с этим, формирование и повышение уровня культуры мышления и речи студентов.
Задачи курса:
- дать студентам теоретические знания об основных формах мышления и развития познания, форме и системе знания, семантических категориях языка, а также о законах и правилах логики;
- ознакомить студентов с основными проблемами и разработками современной логики;
- помочь студентам в овладении практическими навыками правильного оперирования указанными формами и категориями, а также применения логических законов и правил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основы и принципы критической рефлексии;
- основные принципы и требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- основные формы мышления и развития знания;
- виды определений понятий, логические правила и требования к определениям;
- виды суждений (высказываний) и их логическую структуру;
- логическую структуру нормы;
- основы модальной характеристики нормативно-правовых актов;
- основные логические требования к нормативно- правовой системе;
- законы и правила логики;
- общелогические методы научного познания (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия);
- основные проблемы и разработки современной классической и неклассической логики;
- основные приемы и методы аргументации;
- семантические категории языка;
- риторические методы и приемы аргументации;
- риторические уловки в аргументации.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знания, полученные в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении;
- учитывать своеобразие аргументации в различных областях деятельности;
- учитывать специфику способов аргументации в зависимости от характера аудитории и контекста;
- применять основные требования стратегии, а также основные варианты и конкретные приемы тактики аргументации;
- определять виды определений понятий, применять логические правила и требования в процессе анализа и конструирования определений;
- определять виды суждений (высказываний) и выявлять их логическую структуру
- выявлять логическую структуру нормы;
- применять знания об основах модальной характеристики суждений (высказываний) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов;
- применять основные логические требования к нормативно-правовой системе в процессе профессиональной деятельности;
- применять законы и правила логики в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов;
- общелогические методы (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) научного познания и основные виды умозаключений (дедукция, индукция и аналогия) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов, их соотношения и практического применения в процессе профессиональной деятельности;
- применять логические законы и правила в процессе мышления и коммуникации;
- применять общелогические методы научного познания и основные виды умозаключений для интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- правильно оперировать указанными формами и категориями в процессе мышления и коммуникации;
- обобщать и систематизировать информацию;
- логически правильно, аргументировано и ясно строить свою речь в процессе делового общения;
- применять риторические методы и приемы убеждения собеседника и аудитории;
- выявлять риторические уловки в аргументации оппонента;
-различать допустимые и недопустимые риторические уловки в аргументации оппонента;
- противостоять и препятствовать недопустимым риторическим уловкам в процессе аргументации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками аргументации;
- навыками применения знаний, полученных в рамках курса, на практике – в беседе, споре, выступлении, как в учебном процессе и научной деятельности, так и в повседневной жизни;
- навыками ведения диалога;
- навыками определения видов определений понятий, а также применения логических правил и требований в процессе анализа и конструирования определений;
- навыками определения видов суждений (высказываний) и выявления их логической структуры;
- навыками выявления логической структуры нормы;
- навыками применения знаний об основах модальной характеристики суждений (высказываний) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов;
- навыками применения основных логических требований к нормативно-правовой системе в процессе профессиональной деятельности;
- навыками применения законов и правил логики в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов;
- навыками применения общелогических методов научного познания (сравнение, анализ, абстрагирование, синтез и обобщение) и основных видов умозаключений (дедукция, индукция и аналогия) в процессе анализа конкретных нормативно-правовых актов, их соотношения и практического применения в процессе профессиональной деятельности;
- риторическими методами и приемами убеждения собеседника и аудитории;
- допустимым уловкам в процессе аргументации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и значение логики, мышление и язык, логический анализ естественного языка.
1.1. Определение и предмет логики. Основные значения слова «логика». Основные ступени познания. Чувственное познание, его основные формы (ощущение, восприятие, представление) и особенности. Особенности абстрактного мышления и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Абстрактное мышление и формальная логика. Логический аспект рассмотрения мышления. Понятие логической формы и логического закона. Определение логики как науки. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Условия истинности выводного знания. Ошибки в мышлении, основные виды содержательных и формальных ошибок. Лекции 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Определение и предмет логики. Основные значения слова «логика». Основные ступени познания. Чувственное познание, его основные формы (ощущение, восприятие, представление) и особенности. Особенности абстрактного мышления и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Абстрактное мышление и формальная логика. Логический аспект рассмотрения мышления. Понятие логической формы и логического закона. Определение логики как науки. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения. Условия истинности выводного знания. Ошибки в мышлении, основные виды содержательных и формальных ошибок. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Общая характеристика этапов развития логики. Социокультурные предпосылки становления формальной логики. Истоки и генезис формальной логики. Основные этапы развития традиционной логики. Основные этапы развития и направления современной логики. Дифференциация современной логики на классическую и неклассическую. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Логика и язык. Язык как знаковая система. Понятие и виды знаков. Характеристика языковых знаков. Семиотические аспекты языка. Особенности логического анализа языка. Семантические категории языка, их типы и виды. Общая характеристика языков логики и основные элементы их алфавитов. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Функции, значение и система формальной логики. Основные функции логики (познавательная, мировоззренческая и методологическая), ее значение и специфика. Роль и место традиционной и современной логики в системе формально-логического знания. Соотношение формальной и диалектической логики. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Основные законы (принципы) правильного мышления. Виды формально-логических законов. Общая характеристика основных законов правильного мышления. Закон тождества, его формула и требования. Ошибки, связанные с нарушением требований закона тождества. Закон непротиворечия, его формула и требование. Ошибки, возникающие в случае нарушения этого требования. Виды логических противоречий. Закон исключенного третьего, его формула и требование. Основная логическая ошибка, связанная с нарушением данного требования. Закон достаточного основания, его требование и основные ошибки, возникающие в результате его нарушения. Проблема адекватности формулы закона достаточного основания. Значение основных законов правильного мышления. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Учение о понятии, определения.
2.1. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятия. Формально-логические отношения между понятиями. Практические 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.2. Общая характеристика понятия. Понятие как форма мышления. Определение признака. Основные виды признаков. Логические приемы, применяемые в процессе образования понятий. Содержание понятия. Объем понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий по объему и содержанию. Отношения между понятиями по объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды отношений совместимости и несовместимости. Круги Л. Эйлера и диаграммы Д. Венна. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.3. Обобщение, ограничение и определение понятия. Обобщение и ограничение понятия как логические операции. Ошибки, возникающие в процессе обобщения и ограничения. Определение (дефиниция) понятия как логическая операция. Виды определений. Номинальное и реальное определения, их различие и взаимосвязь. Явное определение. Определение через род и видовое отличие («классическое»), его структура и виды. Правила явного определения и ошибки, возникающие в случае их нарушения. Неявное определение, его особенности, сферы применения и виды. Приемы сходные с определением. Значение определений. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.4. Деление понятия. Деление понятия как логическая операция. Основные требования к основанию деления. Правила деления, их взаимосвязь. Виды деления, их преимущества и недостатки. Классификация как особый вид деления. Виды классификаций. Значение деления. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Суждение (высказывание).
3.1. Общая характеристика суждения (высказывания). Простое суждение. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Понятие высказывания. Основные виды суждений (простое и сложное). Виды простых суждений (атрибутивное, реляционное, экзистенциальное). Виды категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная классификация категорических суждений по качеству и количеству. Распределенность терминов в категорических суждениях. Варианты и круговые схемы отношений между терминами в четырех типах категорических суждений. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.2. Сложное суждение (высказывание). Общая характеристика сложных суждений. Основные типы и роль логических союзов в сложных суждениях. Основные способы образования сложных суждений. Конъюнктивные суждения, их структура, способы образования и логические значения. Дизъюнктивные суждения, их виды, структура, способы образования и логические значения. Импликативные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Необходимое и достаточное условие. Эквивалентные суждения, их структура, способ образования и логические значения. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.3. Логические отношения между простыми суждениями. Сравнимые и несравнимые суждения. Отношения совместимости: эквивалентность, подчинение, частичная совместимость (субконтрарность). Отношения несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). «Логический квадрат». Специфика отношений между единичными суждениями. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Основные типы неклассических логик.
4.1. Модальная логика. Понятие модальности. Модальные характеристики и операторы. Алетическая модальность суждений. Логическая и фактическая модальности. Категории и операторы алетической модальности, а также их взаимомосвязь. Эпистемическая модальность суждений. Внелогический и логический факторы принятия суждений. Категории и операторы эпистемической модальности, а также их взаимомосвязь. Степень обоснованности проблематических суждений и градация вероятностей. Деонтическая модальность суждений. Место деонтической модальности в структуре нормы. Обязывающие, запрещающие и разрешающие нормы. Взаимосвязь деонтических модальностей. Модальные деонтические требования к нормативно-правовой системе. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
4.2. Эротематическая логика. Вопрос, его функции и структура. Соотношение вопроса, суждения и предложения. Виды вопросов (уточняющие и дополняющие; простые и сложные; соединительные, разделительные, смешанные, импликативные). Основные требования (правила) к постановке вопросов. Понятие проблемы. Ответ и виды ответов. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Силлогистика.
5.1. Общая характеристика дедуктивных умозаключений. Виды непосредственных умозаключений. Дедуктивные умозаключения, их определение и классификация в традиционной и современной логике. Общая характеристика непосредственных умозаключений, а также их виды: превращение (обверсия), обращение (конверсия), противопоставление предикату (контрапозиция предикату), умозаключения по «логическому квадрату». Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.2. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма. Фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Практические 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.3. Простой категорический силлогизм. Определение, структура и аксиома категорического силлогизма. Общие правила простого категорического силлогизма (правила терминов и правила посылок). Ошибки, связанные с нарушением общих правил простого категорического силлогизма. Четыре фигуры простого категорического силлогизма и особые правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правильные и неправильные модусы. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями и основные случаи исключений из общих правил и особых правил фигур. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.4. Сокращенный, сложный и сложносокращенные силлогизмы. Сокращенный силлогизм (энтимема) и его виды. Развертывание энтимемы до полного силлогизма и ее проверка. Сложный силлогизм (полисиллогизм) его структура и виды. Анализ правильности полисиллогизма. Сорит и его виды. Способы проверки сорита. Эпихейрема и ее проверка. Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
5.5. Умозаключения из сложных суждений. Особенности умозаключений из сложных суждений. Чисто-условное умозаключение, его виды, их структуры, формулы и правило. Условно-категорическое умозаключение, его модусы, их структуры, формулы и правило. Чисто-разделительное умозаключение и его структура. Разделительно-категорическое умозаключение, его модусы, их структуры, формулы и правила. Условно-разделительное умозаключение, виды дилемм, их структуры, формулы и правила. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Правдоподобные рассуждения.
6.1. Общая характеристика и виды индуктивных умозаключений. Общая характеристика индуктивного умозаключения. Типы индуктивных умозаключений (демонстративные и недемонстративные). Полная индукция, ее структура и особенности. Неполная индукция, ее структура и особенности. Основные виды неполной индукции. Понятие вероятности. Виды и градация вероятностей. Энумеративная (популярная) индукция, ее особенности. Логические ошибки, встречающиеся в выводах популярной индукции. Условия, повышающие степень вероятности заключения в энумеративной индукции. Элиминативная индукция, ее особенности. Понятие и свойства причинно-следственных связей. Методы научной индукции. Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
6.2. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Особенности и структура умозаключения по аналогии. Условия состоятельности и типичные ошибки выводов по аналогии. Виды аналогии (аналогия свойств и аналогия отношений; строгая, нестрогая и ложная аналогии). Сам. работа 1 2 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 7. Формы развития знания.
7.1. Логические основы теории аргументации. Понятие аргументации. Субъекты и виды аргументации. Доказательство как логическая операция. Структура доказательства. Прямое доказательство, его особенности и формы. Косвенное доказательство, его виды (апагогическое, разделительное) и особенности. Понятие критики. Опровержение как логическая операция. Прямое и косвенное опровержение тезиса, их особенности и виды. Критика аргументов и демонстрации. Правила доказательства и опровержения, а также ошибки, возникающие в случае их нарушения (правила и ошибки по отношению к тезису; правила и ошибки по отношению к аргументам; правила и ошибки по отношению к демонстрации). Сам. работа 1 6 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
7.2. Гипотеза. Гипотеза как форма познания. Виды гипотез (описательные и объяснительные; общие и частные; рабочие). Версия и ее виды. Построение, основные этапы разработки и условия состоятельности гипотезы. Подтверждение, опровержение и способы доказательства гипотезы. Сам. работа 1 4 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
7.3. Зачет Зачет 1 4 ОК-1 Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.6, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сковиков А. К. ЛОГИКА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Ивин А.А. ЛОГИКА 4-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Михайлов К.А. ЛОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ивин, А. А. Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C.
Л2.2 Хоменко И.В. ЛОГИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ивин А.А. ЛОГИКА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Ивин А. А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА: ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. Логика и теория аргументации : учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93
Л2.6 Светлов В.А. ЛОГИКА. СОВРЕМЕННЫЙ КУРС 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт «Философия без границ». platonanet.org.ua
Э2 2. Журнал «Вопросы философии». vphil.ru
Э3 3. Библиотека по философии. lib.ru
Э4 4. Сайт «Философы древности». www.philosoma.ru
Э5 5. Институт философии РАН: философия в России www.philosophy.ru
Э6 6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ www.library.ru
Э7 7. Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э8 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ» www.lib.asu.ru
Э9 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э10 ЭБС «Лань» www.e.lanbook.com
Э11 Университетская библиотека ONLINE www.biblioclub.ru
Э12 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э13 Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
Э14 Электронная библиотека но философии rilosof.historic.ru
Э15 Интернет-библиотека Института философии РАН www.philosophy.ru
Э16 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/
Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/
Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/
Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)
http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»;
http://elibrary.asu.ru/ - ЭБС АлтГУ;
http://www.e.lanbook.com – ЭБС «Лань»;
http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE;
https://www.biblio-online.ru/ - ЭБС издательства «Юрайт»;
http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека.
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. По шагам, освоение курса
1.1. Изучать материалы курса "Логика" следует поэтапно и последовательно. Каждая новая тема раздела опирается на предыдущие (как в школьной геометрии), поэтому следует основательно понять прежде всего первые темы;

1.2 Для этого, желательно, в процессе подготовки, прочитать и понять теоретический материал по первому разделу, данный в учебнике;

1.3. Прорешать упражнения по данному разделу из сборника упражнений по логике;

1.4. В случае неудачи в решении задач вернуться к соответствующему теоретическому материалу, в результате удачного решения задач перейти к следующему разделу учебника и решению соответствующих задач и т.д.

1.5. Зачетную оценку по курсу можно получить в результате итогового тестирования.


2. Что является обязательным и рекомендательным.
В процессе освоения курса студент должен освоить основные понятия, категории и символические обозначения логики; формы, законы, правила и операции правильного мышления. По окончанию курса студент должен свободно оперировать логическими категориями и понятиями, знать основные формы, законы, правила и операции правильного мышления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе у студента формируются и развиваются профессиональные качества.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

закрепления знаний обучающегося в области логики;
углубления и расширения общекультурного уровня студента;
формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

изучить рекомендованную литературу;
выполнять предлагаемые задания;
выполнять требования, предъявляемые к семинарским занятиям
Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.

Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование теоретического материала, изложенного в учебной литературе по теме, а также решение логических задач. Данные задания выполняются при изучении каждой темы учебного плана. Цель такой подготовки заключается в вычленении основных теоретических положений дисциплины и выработки практических навыков применения полученных знаний. В процессе выполнения данных заданий студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.

В процессе изучения курса, помимо научных, рекомендуется опираться и на другие источники информации, например, такие как сообщения СМИ и художественные произведения (кино, литература, произведения искусства).

При изучении курса необходимо опираться на учебно-тематический план курса и придерживаться принципов «последовательности», «междисциплинарной интеграции» и «самостоятельности».