Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Математические основы компьютерных наук |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_01_МиКН-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Сам. работа | 38 | 38 | 83 | 83 | 121 | 121 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Саженков А.Н., к.ф.-м.н., доцент
1.1. | Целью дисциплины является развитие у будущего преподавателя широкого взгляда на геометрию и вооружение его конкретными знаниями, дающими ему возможность преподавать геометрию в школе и вузе и квалифицированно вести факультативные курсы с позиций современной геометрии. Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: - осуществление процесса обучения геометрии в соответствии с образовательной программой; - планирование и проведение учебных занятий по геометрии с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; - использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; - применение современных средств оценивания результатов обучения; - воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению; |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
ОПК-1 | Способен консультировать и использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в профессиональной деятельности |
ОПК-2 | Способен проводить под научным руководством исследование на основе существующих методов в конкретной области профессиональной деятельности |
ОПК-3 | Способен самостоятельно представлять научные результаты, составлять научные документы и отчеты |
ОПК-4 | Способен находить, анализировать, реализовывать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем |
ОПК-5 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественного производителя, и с учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-6 | Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-7 | Способен использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-1 | Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий |
ПК-2 | Способен преподавать математику и информатику в средней школе, специальных учебных заведениях на основе полученного фундаментального образования и научного мировоззрения. |
ПК-3 | Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники. |
ПК-4 | Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования. |
ПК-5 | Способен участвовать в разработке технической документации программных продуктов и программных комплексов |
ПК-6 | Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем и программных комплексов на стадиях их жизненного цикла. |
ПК-7 | Способен учитывать знания проблем и тенденций развития рынка ПО в профессиональной деятельности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия и строгие доказательства фактов основных разделов дисциплины; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять теоретические знания к решению геометрических задач по дисциплине; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | овладеть различными приемами использования идеологии дисциплины к доказательству теорем и решению задач курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория поверхностей в евклидовом пространстве | ||||||
1.1. | Векторные поля. Градиент функции | Лекции | 5 | 16 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.2. | Векторные поля вдоль параметризованной кривой. Интегральные кривые векторного поля. | Практические | 5 | 10 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.3. | Поверхности как множества уровня касательные пространства | Практические | 5 | 8 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.4. | Векторные поля на поверхности. Ориентации. | Лекции | 6 | 16 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.5. | Сам. работа | 5 | 38 | |||
1.6. | Гауссово отображение поверхности. Геодезические. | Практические | 6 | 10 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.7. | Параллельный перенос. Группы голономии | Практические | 6 | 8 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
1.8. | Теория поверхностей в евклидовом пространстве | Сам. работа | 6 | 83 | ПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Векторные поля. Градиент функции. 2. Векторные поля вдоль параметризованной кривой. Интегральные кривые векторного поля. 3. Понятие гиперповерхности как множества уровня. Касательное пространство к нему. 4. Теорема об экстремумах функции на гиперповерхности. 5. Понятие ориентации гиперповерхности.Теорема об ориетациях связной гиперповерхности. 6. Гауссово отображение поверхности. Теорема. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Геодезические. Теорема о существовании геодезической. Дифференциальные уравнения. 2. Понятие ковариантной производной. Свойства ковариантного дифференцирования. 3. Понятие параллельности векторного поля вдоль параметризованной кривой. Свойства параллелизма Леви-Чивита. 4. Теорема об однозначной определённости параллельного векторного поля вдоль параметризованной кривой при заданном начальном векторе. 5. Понятие параллельного перенесения вектора вдоль гладких и кусочно-гладких параметризованных кривых. 6. Параллельный перенос как изоморфизм касательных пространств в начале и конце пути. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.Д.Родионов, О.П.Хромова | Однородные пространства с пакетами символьных вычислений: Учебное пособие | АлтГУ, 2013 | |
Л1.2 | Е.Д.Родионов, О.П.Гладунова, А.М.Ищук | Риманова геометрия и тензорный анализ: теория и приложения.: Учебное пособие | АлтГПУ, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.В.Балащенко, Ю.Г.Никоноров, Е.Д.Родионов, В.В.Славский | Однородные пространства: теория и приложения: Монография | ЮгГУ, 2007 | |
Л2.2 | В.Говорухин, Б.Цибулин | Компьютер в математическом исследовании: Монография | СПб: Питер, 2001 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | М.А.Чешкова | Применение математического пакета MAPLE в учебном процессе: Методическое пособие | АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Поверхности в евклидовом пространстве» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Проведение разных видов учебных занятий по дисциплине с учетом имеющегося технического, программного и информационного обеспечений учебного процесса (пакеты прикладных программ Maple, Matlab и др., тестирующие программы Bilder, тренажеры и т. п.); |
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: •оборудованные аудитории (408 Л, 418 Л, 205 Л, специальная мебель и оргсредства); •технические средства обучения: - аудио, -видеоаппаратура; - учебно-наглядные пособия. |
По всем разделам дисциплины необходимо обратить внимание на приложение изучаемой теории к доказательству теорем и решению задач курса. В связи с увеличением доли самостоятельной работы в общем количестве часов, отводимых учебным планом в соответствии с действующими стандартами, предлагается широко использовать систему индивидуальных заданий по отдельным темам курса. |