МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пенитенциарная конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_УП, УИП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Доктор юридических наук, профессор, Детков А.П.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Пенитенциарная конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д ю н профессор Детков А.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой д ю н профессор Детков А.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Углубленное изучение пенитенциарных конфликтов в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.
Развитие навыков по выявлению и предупреждению конфликтов.
Формирование у магистрантов компетенций по комплексному изучению проблем уголовно правового и социально-психологического характера.
Формирование навыков практического применения основ пенитенциарной конфликтологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-4
формы и методы расследования преступлений и иных правонарушений
ПК-5
основные направления профилактики правонарушений; способы предупреждения и пресечения отдельных видов правонарушений
ПК-10
назначение и функции основных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4
разграничивать функции и сферы деятельности различных правоохранительных органов
ПК-5
правильно анализировать статистику и оценивать ситуации возникших прецедентов
ПК-10
применять в практической деятельности эффективные приемы решения задач, стоящих перед органами государственного регулирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4
навыками работы с информацией, материалами конкретных уголовных и административных дел
ПК-5
методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений
ПК-10
навыками проектирования организационной структуры, распределения полномочий и ответственности на основе их делегирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт как социальное явление
1.1. Конфликт как социальное явление Лекции 2 2 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Конфликт как социальное явление Сам. работа 2 12 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Теоретические и методологические обоснования пенитенциарной конфликтологии как науки
2.1. Теоретические и методологические обоснования пенитенциарной конфликтологии как науки Практические 2 2 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Теоретические и методологические обоснования пенитенциарной конфликтологии как науки Сам. работа 2 12 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Понятие и общая характеристика конфликтной ситуации в пенитенциарной конфликтологии
3.1. Понятие и общая характеристика конфликтной ситуации в пенитенциарной конфликтологии Практические 2 2 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2
3.2. Понятие и общая характеристика конфликтной ситуации в пенитенциарной конфликтологии Сам. работа 2 18 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методологические основания диагностики конфликта
4.1. Методологические основания диагностики конфликта Сам. работа 2 18 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Криминологические и организационные методы превенции конфликтов осужденных
5.1. Криминологические и организационные методы превенции конфликтов осужденных Сам. работа 2 14 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Методика выявления, социально-профилактического предупреждения различных типов конфликтов
6.1. Методика выявления, социально-профилактического предупреждения различных типов конфликтов Сам. работа 2 20 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2
Раздел 7. Решение задач
7.1. Решение задач Практические 2 2 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.2
Раздел 8. Лабораторный практикум
8.1. Лабораторный практикум Лабораторные 2 2 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Зачет
9.1. Зачет Зачет 2 4 ПК-4, ПК-5, ПК-10 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Конфликт как социальное явление.
2. Понятие и содержание пенитенциарных конфликтов: общая характеристика.
3. Понятие пенитенциарной конфликтологии.
4. Объект, предмет и метод пенитенциарной конфликтологии.
5. Типология и базовая классификация пенитенциарных конфликтов.
6. Причинная обусловленность конфликтов в процессе исполнения уголовного наказания.
7. Понятие и общая характеристика конфликтной ситуации в пенитенциарной конфликтологии.
8. Структура конфликта как основа его идентификации.
9. Динамические характеристики конфликтной ситуации.
10. Общая характеристика методологии и методов диагностики конфликтной ситуации.
11. Методика многофакторного исследования личности, участвующей в конфликте.
12. Диагностика конфликтной ситуации на разных этапах ее развития.
13. Режим как системно-интеграционная функция.
14. Методика прогнозирования, выявления, предупреждения конфликтов различной типологии.
15. Криминологические методы превенции пенитенциарных конфликтов.
16. Криминологические аспекты прогнозирования, выявления и предупреждения пенитенциарных конфликтов различной типологии.
17. Практические приемы ведения переговоров при захвате заложников в уголовно-исполнительной системе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов

1. Конфликт как социальное явление.
2. Современное состояние теории конфликта.
3. Причины и типологии современных криминальных конфликтов.
4. Правовые конфликты и особенности их регулирования.
5. Пенитенциарные конфликты, причины и условия их зарождения.
6. Юридические конфликты: основные стадии развития.
7. Предмет конфликтологии и ее место в системе социальных и гуманитарных наук.
8. Становление и развитие теории конфликта.
9. Пенитенциарная конфликтология как самостоятельная отрасль юридических знаний.

Примерные темы эссе

1. Юридический и пенитенциарный конфликты.
2. Конфликт как социальное явление.
3. Типология и классификация пенитенциарных конфликтов.
4. Понятие и содержание межличностных пенитенциарных конфликтов.
5. Причинная обусловленность пенитенциарных конфликтов.
6. Особенности динамики пенитенциарных конфликтов.
7. Понятие конфликтной ситуации в местах лишения свободы.
8. Криминологические и организационные методы превенции конфликтов в уголовно-исполнительной системе.
9. Организация и проведение социально-психологической работы с осужденными в целях предупреждениях деструктивных процессов.
10. Тактика ведения переговоров в ситуации захвата заложников.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Козаченко [и др.] ; под общей редакцией И. Я. Козаченко Уголовно-исполнительное право. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Под редакцией И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б. Б. Казак [и др.] ; ответственный редактор Б. Б. Казак Ресоциализация осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 В. Е. Эминов [и др.] ; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. Основы уголовно-исполнительного права России : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary.ru
Э2 Информационный портал pravo.ru
Э3 Федеральный портал правовой информации pravo.gov.ru
Э4 Электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ Пенитенциарная конфликтология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Общие методические рекомендации студентам по изучению дисциплины.

При изучении дисциплины «Пенитенциарная конфликтология целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.

Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.


2. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач-казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Уголовному праву, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.


4. Рекомендации по выполнению рефератов и научных докладов.
Написание реферата и выступление с научным докладом являются наиболее эффективными формами подготовки студентов.
Подготовка и написание реферата способствует выработке навыков самостоятельной работы, что особенно важно для будущей деятельности в качестве юриста, когда будет необходимо принять решение и нести ответственность за его законность и обоснованность.
Работа над рефератом дает возможность студенту изучить правовую литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.
Перечень тем рефератов представлен в УМК. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определенные сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д.
Тему реферата следует согласовать с преподавателем, который в случае необходимости поможет студенту в составлении плана научного исследования и в выборе законодательных актов и правовой литературы.
Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. При обращении к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов могут быть только в корректной, уважительной форме. Примеры из судебной практики надлежит использовать лишь в тех случаях, когда они раскрывают какое-либо теоретическое положение.
Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: во введении (предисловии) дать обоснование выбора темы; материал изложить по главам (разделам) и завершить заключением, в котором будут даны предложения и рекомендации законодательного, организационного или теоретического характера.
Объем реферата четко не определен, но допускается до одного печатного листа – один печатный лист (22-24 страницы). Рекомендуемые параметры: шрифт Таймс (Times New Roman), размер № 14, через 1,5 интервала. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г.

Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции. Нередко студенческие доклады являются зачетными работами. Выступление с докладом (сообщением) на научной конференции может быть зачтено за курсовую работу.
Если текст доклада должен быть сдан преподавателю, то он оформляется так же, как и текст реферата. В тех случаях, когда сдавать текст не требуется, достаточно его подготовить для себя без оформления.
При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует не торопясь прочесть вслух. Если Вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы.
Текст доклада может быть написан полностью, либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.
Студенческие доклады, как правило, состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В первой части обосновываются актуальность, теоретическая и практическая ценность темы, во второй излагаются основные научные положения, в третьей – выводы и предложения.
Научное сообщение (доклад) может состояться на семинарском или практическом занятии. Студенты могут задавать докладчику вопросы и высказывать свое мнение по тем или иным проблемам. На семинаре могут быть использованы формы: «докладчик» – содокладчик», «докладчик – рецензент – оппонент». Оптимальное время выступлений содокладчика, рецензента и оппонента – до 10 минут.