МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Герман О.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в бухгалтерском учете и аудите

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения - дать студентам знания об особенностях компьютерной обработки данных бухгалтерского учета и аудита, привить навыки применения бухгалтерских информационных систем и поддержки информационного обеспечения решения прикладных задач в области бухгалтерского учета и аудита.
Задачи изучения дисциплины:
-реализовать требования, установленные федеральным государственным стандартом;
-дать студентам знания о функциональном предназначении информационных ресурсов в области бухгалтерского учета и аудита, принципах их организации и ведения на предприятиях;
-привить навыки самостоятельного применения информационных систем в области бухгалтерского учета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 Способен настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
ПК-9 Способен осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-принципы и способы ведения базы данных и поддержки информационного обеспечения решения прикладных задач.
-принципы и способы формирования бухгалтерских проводок по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации.
-принципы и способы оформления платежных документов и формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов – во внебюджетные фонды.
3.2.Уметь:
3.2.1.-осуществлять ведение базы данных и поддержку информационного обеспечения решения прикладных задач.
-формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации.
-оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов – во внебюджетные фонды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками ведения базы данных и поддержки информационного обеспечения решения прикладных задач.
-навыками формирования бухгалтерских проводок по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации.
-навыками оформления платежных документов и формирования бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов – во внебюджетные фонды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность и назначение информационных систем и сервисов
1.1. Понятие и назначение бухгалтерский информационных технологий. Этапы развития информационных технологий. Понятие и назначение бухгалтерский информационных систем. Требования,педъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Роль бухгалтерских информационных систем в бухгалтерской деятельности и управлении предприятиями. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Лабораторные 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Этапы автоматизации бухгалтерского учета в России. Особенности компьютерной обработки данных. Задачи и функции бухгалтерских информационных систем. Требования, предъявляемые к компьютерным системам бухгалтерского учета. Комплексные компьютерные системы бухгалтерского учета. Характеристика программы автоматизации бухгалтерского учета. Современные информационные технологии в анализе. Тенденции и перспективы развития бухгалтерских информационных систем. Сам. работа 7 18 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Место и роль информационных систем в профессиональной деятельности бухгалтера, аудиторской деятельности и управлении предприятием
2.1. Основы построения информационных систем бухгалтерского учета.Предпосылки, проблемы, перспективы информатизации бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.Программные средства автоматизации бухгалтерского учета. Лекции 7 2 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Принципы построения информационных систем бухгалтерского учета.Проблемы, перспективы информатизации бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.Программные средства автоматизации бухгалтерского учета. Лабораторные 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Классификация программных средств автоматизации бухгалтерского учета. основные характеристики наиболее распространенных программных продуктов ведения бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Сам. работа 7 10 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Характеристика и объекты программы "1С: Бухгалтерия 8"
3.1. Общая характеристика программы "1С: Бухгалтерия 8". преимущества ведения учета с использованием бухгалтерской программы "1С6 Бухгалтерия 8". Объекты интерфейса программы "1С:Бухгалтерия 8". Подготовка информационной базы базы к ведению учета в программе "1С: Бухгалтерия 8". Регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов. Ручной ввод бухгалтерских проводок. Лекции 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.2. Объекты интерфейса программы "1С: Бухгалтерия 8". Подготовка информационной базы базы к ведению учета в программе "1С: Бухгалтерия 8". Создание справочников. Регистрация фактов хозяйственной деятельности с помощью документов. Ручной ввод бухгалтерских проводок. Лабораторные 7 6 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Установка технических возможностей работы в программе "1С: Бухгалтерия 8". Принципы функционирования программы "1С: Бухгалтерия 8". Персональные настройки пользователя. План счетов в программе : принципы построения. Способы регистрации фактов хозяйственной деятельности организации. Сам. работа 7 12 ПК-7, ПК-9 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Приемы работы с прикладными объектами конфигурации "Бухгалтерия предприятия"
4.1. Применение прикладных объектов: регистры сведений, регистры накопления. Нормативное регулирование объектов бухгалтерского учета Лекции 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Заполнение справочников. Форимрование приходных и расходных кассовых ордеров. Формирование бухгалтерских проводок по учету кассовых операций. Оформление расчетов с подотчетными лицами. Формирование расчетных и платежных ведомостей. Отработка начислений по заработной плате. Начисление страховых взносов во внебюджетные фонды.Оформление документов по учету основных средств. Анализ проводок по учету основных средств. Формирование документов по учету движения товаров. Анализ проводок. Лабораторные 7 8 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Применение прикладных объектов: регистры сведений, регистры накопления. Нормативное регулирование объектов бухгалтерского учета Сам. работа 7 12 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Создание отчетов. графическое отображение данных в программе "1С: Бухгалтерия 8"
5.1. Создание отчетов. Графическое отображение данных в программе "1С: Бухгалтерия 8" Лекции 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Формирование стандартных отчетов. Формирование регламентированной отчетности. Лабораторные 7 4 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Создание отчетов. Графическое отображение данных в программе "1С: Бухгалтерия 8". Принципы формирования финансового результата. Понятие, принципы формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее состав.Сущность и назначение аудита, понятие аудиторской деятельности.Составление аудиторского заключения. Сам. работа 7 14 ПК-7, ПК-9 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Смотри в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Смотри в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Смотри в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Герман О.И. Бухгалтерские информационные системы: Учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Герман О.И. и др. Информационные системы в бухгалтерском учете: практикум Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Герман О.И. и др. Бухгалтерские информационные системы : сб. практ. заданий Барнаул: АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Программный продукт "1С:Бухгалтерия 8"
Э2 Информационно- правовая система "Консультант-Плюс" www.consultant.ru
Э3 Информационно-правовая система "Гарант" www.garant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Программый продукт - "1С: Бухгалтерия 8"
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем





СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предполагает два вида работ:
-работа с преподавателем;
-самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида занятий: лекционные и практические. Последовательность проведения данных работ, их содержание определяются настоящей программой.
Самостоятельная работа студентов предполагает изучение вопросов дисциплины и практического его применения. Рекомендуется самостоятельное изучение учебной и научной литературы,законодательства РФ.Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего и итогового контроля. С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения заданий, тестов, а также устный опрос студентов преподавателем. С целью итогового контроля знаний проводится зачет. Семестровый зачет является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче зачета допускаются студенты успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.