МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обоснование охранительных норм
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Уголовное право-34-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Плохова Валентина Ивановна;старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Екатерина Павловна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституцонного и международного права, Канакова Анна Евгеньена

Рабочая программа дисциплины
Правовое обоснование охранительных норм

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №909)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор юридических наук, доцент Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой доктор юридических наук, доцент Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Правовое обоснование охранительных норм» являются:
- усвоение основных вопросов теории обоснования закрепления и толкования признаков охранительных норм;
- формирование у аспиранта навыков самостоятельного использования ее в реальной жизни, при толковании и применении норм права.
Непосредственными целями освоения дисциплины являются:
- усвоение современных представлений о правовых основаниях криминализации деяний в деликтных отраслях права, взаимосвязи уголовного права с другими деликтными отраслями права; – углубленное изучение доктринального и судебного толкования грани преступного и непреступного наиболее распространенных правонарушений; оценка их корректности с позиций теории правовой обоснованности охранительных норм;
– формирование у аспирантов навыков обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного и Верховного Судов; применения норм международного права, Конституционных норм, принципов права при толковании и применении охранительных норм; оценки действующего законодательства, теории и практики с позиций теории правовой обоснованности охранительных норм.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ОПК-3: способностью к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции с соблюдением законодательства Российской Федерации об авторском праве
ОПК-5: готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1: Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2: способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3: способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-6: способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм;
ОПК-3
Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм
ОПК-5
Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм
ПК-1
Соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права
ПК-2
Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении
ПК-3
основные результаты, проблемы и направления работы правовому обоснованию охранительных норм;
УК-1
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
УК-6
Преломление международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1
анализировать и использовать международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм;
ОПК-3
применять конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм
ОПК-5
толковать и использовать принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм
ПК-1
проводить соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права
ПК-2
показывать преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении
ПК-3
выделять приоритетные направления правового обоснования охранительных норм по российскому законодательству;
УК-1
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
УК-6
показывать преломление международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1
анализа и использования международных нормы и решений Европейского Суда как правовых оснований охранительных норм.
ОПК-3
применения конституционных основ закрепления и толкования охранительных норм
ОПК-5
толкования и использования принципами права как правового основания закрепления и толкования охранительных норм
ПК-1
проведения соотношения уголовного права с другими деликтными отраслями права
ПК-2
преломления международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении
ПК-3
правового обоснования охранительных норм на основе анализа нормативных правовых, официальных, статистических и иных источников;
УК-1
анализа, методики организации и проведения криминологических и уголовно-правовых исследований;
УК-6
преломления международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм
1.1. Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.2
1.3. Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм
2.1. Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.2
2.2. Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
2.3. Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм
3.1. Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.3
3.2. Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.3
3.3. Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права
4.1. Соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.1
4.2. Соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
4.3. Соотношение уголовного права с другими деликтными отраслями права Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении
5.1. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.3
5.2. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.2, Л2.3
5.3. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного
6.1. Преломление международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного Сам. работа 4 7 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Контроль
7.1. Экзамен Экзамен 4 27 ОПК-1, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие уголовной, уголовно-правовой политики. Идеи, составляющие современную уголовную политику («Концепция уголовно-правовой политики», «Уголовная политика: дорожная карта 2017-2025г.г.»).
2. Уголовная политика и уголовное законодательство. Уголовно-правовая политика в отношении преступлений в сфере экономики.
3. Современное состояние разработанности проблем (де)криминализации (де) пенализации деяний. Типы и виды (де) криминализации деяний.
4. Факторы, влияющие на криминализацию деяний, на закрепление их признаков в УК. Основные и непосредственные, дополнительные и опосредованные факторы, влияющие на криминализацию деяний.
5. Социальные и правовые факторы криминализации деяний, закрепления их признаков в УК.
6. Общественная опасность деятельности как непосредственное социальное основание криминализации деяний и дифференциации ответсвенности.
7. Степень влияния компонентов деятельности на возможность причинения вреда личности, обществу, государству. Правила закрепления компонентов категории «деятельность» в признаках состава преступления.
8. Конституционные основы УК РФ. Особенности их применения в уголовном праве, правоприменительной деятельности.
9. Международные принципы и нормы, решения Европейского суда по правам человека и особенности их применения в уголовном праве.
10. Преломление международных, конституционных норм в принципах уголовного права и в других категориях и институтах Общей и Особенной частей УК РФ.
11. Преломление конституционных, международных норм и принципов уголовного права в правоприменительной деятельности (на примере постановлений ПВС РФ, опубликованной практике).
12. Понятие, содержание правовой категории «ограничение основных прав и свобод человека и гражданина».
13. Формальные критерии допустимости ограничения прав человека.
14. Материальные критерии допустимости ограничений прав человека.
15. Алгоритм оценки (проверки) обоснованности уголовного закона, его значение.
16. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в постановлении ПВС РФ № 21 от 27 июня 2013 г. «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней» http://www.supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=8717
17. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм положения, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.02.2017г № 2 (ст.212.1 УК РФ).
18. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные: например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян» (Рос. газета. 2008. 7 июня).
19. Важные для теории обоснованности уголовно-правовых правовые позиции, выраженные в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А.Власенко» и последующих
20. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 188 УК РФ, ч. 4 ст. 4.5, ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н.Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А.Красной и И.В. Эпова» .
21. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаках хищения чужого имущества, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере хищений)
22. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаках иных преступлений против собственности, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере иных преступлений против собственности).
23. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаков налоговых преступлений, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере налоговых преступлений)
24. Преломление правовых оснований УЗ в объективных и субъективных признаков таможенных преступлений, в их толковании в теории и на практике. Влияние решений ЕСПЧ, Конституционного суда РФ на совершенствование уголовного закона и его толкование (на примере таможенных преступлений)
25. Толкование Конституционным Судом РФ критерия определенности средства ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
26. Толкование КС РФ материальных критериев правомерного ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
27. Использование некриминальных отраслей знания для решения проблем уголовного права
28. Толкование Верховным Судом РФ критериев правомерного ограничения прав человека в уголовной сфере (2016-2018гг)
29. Характеристика формальных и материальных критериев правомерного ограничения прав человека в конкретных изученных студентом решениях Конституционного суда, касающиеся уголовно-правовых норм, и другие важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм рекомендации, предложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.12.2014г № 32 (ст.159.4 обратная сила решений КС)
30.Важные для теории обоснованности уголовно-правовых норм правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018г № 23 (ст.116.1 УК РФ)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Значение норм международного права, решений Европейского Суда по правам человека для правовой системы России.
Нормы естественного и международного права как правовые основания закрепления и толкования охранительных норм.
Виды решений Европейского Суда по правам человека, касающиеся охранительных норм, в том числе и в отношении граждан России.
Конституционные нормы, касающиеся основ закрепления и толкования охранительных норм.
Понятие и составляющие правовой категории «ограничение прав человека».
Формальные и материальные критерии допустимости ограничения прав человека.
Виды решений Конституционного Суда, касающиеся охранительных норм.
Понятие принципов права и их юридическое значение. Система принципов, их классификация.
Содержание принципов права.
Реализация принципов права при закреплении и толковании охранительных норм.
Соотношение уголовного и деликтного законодательства в юридической науке (административного, финансового, служебного).
Соотношение норм уголовного и административного законодательства: практика ЕСПЧ по этому вопросу.
Частное и публичное в теории права.
Способы законодательного закрепления стыковых норм УК РФ и КоАП РФ.
Межотраслевая совокупность (кумуляция), коллизия правонарушений и их квалификация.
Виды ответственности и их мер в юридической науке.
Межотраслевая кумуляция ответственности, мер ответственности.
Преломление международных, конституционных норм и принципов права в категориях и институтах административного и уголовного права, при их разграничении.
Преломление международных, конституционных норм и принципов права в правоприменительной деятельности высших судебных инстанций при определении грани преступного и непреступного.
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
Л1.2 Сверчков В.В. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/79973497-5344-4144-9B48-C89CE3EF62AC
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сверчков В.В. ВВЕДЕНИЕ В УГОЛОВНОЕ ПРАВО. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОН. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/613F5556-D55D-46AC-BD40-D1A196D1B80B
Л2.2 Векленко В.В. - отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/964A4DC3-F698-4144-A7EC-C8CAE6A16E1F
Л2.3 Козаченко И. Я., Новоселов Г. П. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/6DD0E18E-2116-4335-80E3-656A8EE257E3
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронный портал pravo.ru
Э3 Образовательный портал Юридическая Россия law.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

Учебные занятия по курсу проводятся в виде лекций, проведение семинарских занятий, написание реферата, проведение мини-исследований: обобщение практики Европейского Суда по правам человека (далее ЕСПЧ), Конституционного Суда, Верховного Суда, системное исследование «стыкового» с уголовным законодательством.
Занятия по дисциплине призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по международному праву, конституционному праву, уголовному праву;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность магистрантов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над курсом.
По данному курсу должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как обзорная и проблемная лекции.
Семинарские и практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по данному курсу. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных теоретических вопросов уголовно-исполнительного права. На семинарских занятиях магистранты овладевают и совершенствуют умения оценивать действующее законодательство, толкование его признаков с позиций теории обоснованности уголовно-правовых норм, формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских и практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских и практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. По окончании изучения курса студент должен знать: основы теории обоснованности уголовно-правовых норм; существующие акты официального судебного толкования положений закона, закрепляющих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности; основные научно-теоретические направления в определении содержания признаков изучаемых составов преступлений; направления судебной практики, в том числе решений Конституционного Суда по делам о преступлениях в сфере экономики; важные для правовой системы России решения Европейского Суда.
Студент должен уметь самостоятельно оценивать судебную практику с позиций обоснованности толкования признаков составов преступлений в сфере экономики, производить их отграничение от норм регулятивных и деликтных отраслей права.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у магистрантов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, выявлять причины, выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии, обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласиться с предложенными подходами. В этих случаях, магистрант обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
в) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем магистрантами с объяснением такого выбора,
3) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
г) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний по дисциплине предполагаются следующие виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Результирующая оценка формируется по результатам зачета, ответов на семинарских занятиях, качества реферата и 2 мини-исследований.
При выставлении итоговой оценки с целью ее объективности кроме того учитываются следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.