МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ювенальная юстиция

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент, Куликов Е.А.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Ювенальная юстиция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков А.П.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков А.П.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения учебной дисциплины является овладение студентами системой научных знаний и практических навыков, касающихся уголовно-правовых и криминологических аспектов ювенальной юстиции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.5 способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5,
термины, понятия и категории, относящиеся к дисциплине; основы правового статуса несовершеннолетних;
ПК-9
основные принципы установления возраста уголовной ответственности по УК РФ; криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних и преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних;
ПСК-1.5
содержание требований к подготовке законных, обоснованных и мотивированных судебных актов содержание требований к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных актов


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5,
анализировать, верно толковать и применять к конкретным практическим ситуациям нормы УК РФ, касающиеся уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних;
ПК-9
определять возможность привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности в связи с достижением им определенного возраста и уровнем его психического развития; квалифицировать преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних;
ПСК-1.5
полно отражать юридическую и иную терминологию при составлении юридических и иных документов
навыками составления юридической и иной документации по установленным бланкам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5,
работы с правовыми актами, касающимися вопросов уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних.
ПК-9
научного уголовно-правового анализа; навыками работы с правовыми актами по вопросам, изученным в рамках спецкурса;
ПСК-1.5
способность самостоятельно составлять юридическую и иную документацию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве
1.1. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Лекции 6 6 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Практические 6 4 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Несовершеннолетние как особенная категория в российском праве Сам. работа 6 4 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы
2.1. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Лекции 6 2 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Практические 6 2 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Преступления против несовершеннолетних: уголовно-правовые и криминологические проблемы Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преступления, совершаемые несовершеннолетними
3.1. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Лекции 6 2 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.2. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Практические 6 4 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.3. Преступления, совершаемые несовершеннолетними Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних
4.1. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Лекции 6 2 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
4.2. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Практические 6 2 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
4.3. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Ювенальная юстиция
5.1. Ювенальная юстиция Практические 6 4 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1
5.2. Ювенальная юстиция Сам. работа 6 10 ПК-5, ПК-9, ПСК-1.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для подготовки к зачету
1. Особенности психического развития несовершеннолетних.
2. Основы конституционно–правового статуса несовершеннолетнего в Российской Федерации.
3. Права детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Особенности Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Особенности ответственности несовершеннолетних (административная, гражданско–правовая, дисциплинарная, уголовная).
7. Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции.
8. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.
9. «Пекинские правила» 1985 года.
10. «Эр–Риядские принципы» 1990 года.
11. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 года.
12. Юридическое значение результатов конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, их роль в развитии теории и практики ювенальной юстиции.
13. Виды преступлений против несовершеннолетних и их общая характеристика.
14. Преступления против несовершеннолетних и преступное поведение самих несовершеннолетних: вопросы взаимосвязи.
15. Проблемы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений.
16. Проблемы уголовной и административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.
17. Проблемы уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции.
18. Проблемы уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности и нормального нравственного и полового развития несовершеннолетних. Вопросы совершенствования Российского законодательства в этой области.
19. Криминологическая характеристика и детерминация преступлений, посягающих на несовершеннолетних.
20. Профилактика преступлений, совершаемых против несовершеннолетних.
21. Виды преступлений, наиболее часто совершаемые несовершеннолетними и их общая характеристика.
22. Особенности преступности несовершеннолетних и ее тенденции. Состояние, уровень, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних в мире на современном этапе. Преступность несовершеннолетних в России и Алтайском крае.
23. Причины преступного поведения несовершеннолетних.
24. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями.
25. Профилактика преступлений несовершеннолетних и ее уровни.
26. Опыт зарубежных стран в противодействии преступности несовершеннолетних.
27. Возраст уголовной ответственности и его социальное обоснование. Проблемы возраста уголовной ответственности в российском уголовном праве.
28. Проблемы и особенности практики назначения несовершеннолетним уголовного наказания.
29. Проблемы и особенности практики освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
30. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
31. Правовое положение несовершеннолетних при исполнении наказания в виде лишения свободы.
32. История возникновения ювенальной юстиции в России.
33. Специфика реализации судебной власти в отношении несовершеннолетних в современный период.
34. Организационные и правовые предпосылки создания и функционирования ювенальной юстиции в современной России.
35. Англосаксонская и континентальная модели действующей ювенальной юстиции.
36. Анализ существующих Концепций и Проектов федеральных законов о целесообразности внедрения ювенальной юстиции в России.
37. Мнения представителей российской юридической науки и правоприменительной практики о внедрении ювенальной юстиции в России.
38. Практический опыт создания ювенальной юстиции в России.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов указны в Фосе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под общ. ред. Капинус О.С. Криминология : учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Афанасьева, О. Р. Криминология : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Сайт ЭБС издательства «Лань». e.lanbook.com
Э2 2. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». www.biblioclub.ru
Э3 3. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». elibrary.ru
Э4 4. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 5. Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, Abbyy FineReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2060

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практи-ческих занятий. Занятия по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплине «Уголовное право РФ;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овла-дение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориенти-ры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лек-ционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Глав-ной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уго-ловно-исполнительного права. На семинарских занятиях студенты совершенствуют уме-ния убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается зада-ние в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоя-тельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала сту-дент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложен-ную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литерату-ры в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Сту-денты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и чет-ко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснован-ной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных за-мечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекоменда-ции по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридическо-го термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов уда-рение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсужде-ния темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дис-куссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по об-суждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложен-ными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основы-ваясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариан-тов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правопри-менительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оце-нивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем сту-дентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учеб-ной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, по-скольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний сту-дентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практи-ческих занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учеб-ной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для студентов дневного отделения и зачет для студентов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объек-тивности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.