МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Преступления в сфере экономической деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Коренная Анна Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Преступления в сфере экономической деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Преступления в сфере экономической деятельности» является получение студентами уголовно-правовой специализации дополнительных знаний по вопросам соблюдения законности при осуществлении экономической деятельности, предупреждения преступлений в данной сфере, ознакомление с современными научными тенденциями по проблемам применения уголовного закона, защищающего интересы государства и права граждан в деятельности следственных учреждений и судов, формирования у студентов собственных представлений о содержании теории уголовного права в указанной области

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.3 способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-9
- нормы Особенной части УК РФ, устанавливающие ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
- термины, понятия и категории, относящиеся к дисциплине;
ПСК-1.3
- основные проблемы толкования закона, возникающие при привлечении к уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности;
- тенденции развития отечественного и зарубежного законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности;
- причины и условия совершения преступлений против правосудия, а также основные направления борьбы с преступностью.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-9
- квалифицировать фактическое содеянное лицом по соответствующей статье УК РФ;
- выявлять основные проблемы толкования права и предлагать способы их устранения;
ПСК-1.3
- оценивать уровень теоретической разработки проблемного вопроса о преступлениях в сфере экономической деятельности;
- оценивать состояние действующего законодательства и указывать направления его совершенствования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-9
- понятийным аппаратом (уголовно-правовым и содержащимся в специальном законодательстве об организации и правовом регулировании отдельных видов экономической деятельности;
ПСК-1.3
- навыками толкования норм УК РФ об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности;
- навыками оценки практических ситуаций и применения к ним норм законодательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности
1.1. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности Лекции 6 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности Практические 6 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие преступлений в сфере экономической деятельности Сам. работа 6 2 ПК-9, ПСК-1.3
Раздел 2. Преступления, посягающие на организационные основы осуществления экономической деятельности
2.1. Преступления, посягающие на организационные основы осуществления экономической деятельности Сам. работа 6 12 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля
3.1. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля Сам. работа 6 18 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности
4.1. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности Сам. работа 6 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере правомерного владения, пользования и распоряжения денежными средствами и иным имуществом
5.1. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере правомерного владения, пользования и распоряжения денежными средствами и иным имуществом Сам. работа 6 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции
6.1. Преступления, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие свободу и добросовестность конкуренции Практические 6 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Преступления, посягающие на общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовых рынках
7.1. Преступления, посягающие на общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовых рынках Сам. работа 6 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Контроль
8.1. Зачет Зачет 6 4 ПК-9, ПСК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Общая характеристика, система, виды преступлений в сфере экономической деятельности
2. Экономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны
3. Особенности законодательной конструкции объективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности
4. Особенности законодательной конструкции субъективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности
5. Общественные отношения в сфере обеспечения организационной основы осуществления экономической деятельности как объект уголовно-правовой охраны
6. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ)
7. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета (ст. 170.1 УК РФ).
8. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ)
9. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ)
10. Предпринимательская деятельность – специфический вид экономической деятельности. Общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности как объект уголовно-правовой охраны.
11. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ)
12. Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ)
13. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ст. 171.1 УК РФ)
14. Незаконные организация и проведение азартных игр (ст. 171.2 УК РФ)
15. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (ст. 180 УК РФ)
16. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ)
17. Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ)
18. Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории (ст. 170.2 УК РФ)
19. Объект преступлений, связанных с посягательствами на правомерное владение, пользование и распоряжение денежными средствами.
20. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ)
21. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ)
22. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ)
23. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ)
24. Свобода предпринимательской деятельности и добросовестная конкуренция как объект уголовно-правовой охраны
25. Ограничение конкуренции (ст. 178)
26. Незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ)
27. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ)
28. Общественные отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг и финансовых рынках
29. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ)
30. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1 УК РФ)
32. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги (ст. 185.2 УК РФ)
33. Манипулирование рынком (ст. 185.3 УК РФ)
34. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг (ст. 185.4 УК РФ)
35.Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества (ст. 185.5 УК РФ)
36.Неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 185.6 УК РФ)
37. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ)
38.Неправомерный оборот средств платежей (ст. 187 УК РФ)
39. Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны
40. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ)
41.Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)
42. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ)
43. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ)
44. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ)
45. Общественные отношения, связанные с незаконным оборотом драгоценных камней, валютных ценностей, природных ресурсов
46.Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК РФ)
47. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)
48. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ)
49. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ)
50. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ)
51. Общественные отношения в сфере несостоятельности (банкротства) – объект уголовно-правовой охраны.
52. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ)
53. Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ)
54. Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ)
55. Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)
56. Порядок уплаты налогов и сборов в РФ. Уголовно-правовая охрана налоговых правоотношений
57.Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)
58. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
59. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1. УК РФ)
60. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сверчков, В. В Уголовное право. Особенная часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственные редакторы А. В. Наумов, А. Г. Кибальник Уголовное право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 Сайт Верховного суда http://www.supcourt.ru/
Э4 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
Э5 электронный курс мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2426 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftWindows
Microsoft office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).

Методика проведения зачета.
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачет. Зачет, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке. В билете содержится 2 вопроса.
В период подготовки студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На экзамене студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.