МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации компьютерных преступлений
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации компьютерных преступлений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- сформировать единый подход к вопросам применения норм уголовного права при защите информации ограниченного доступа;
- обеспечить углубленное изучение правовых и научных источников по данной тематике; - рассмотреть наиболее проблемные вопросы теории и правоприменительной практики, касающиеся обеспечения информационной безопасности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9: способностью в соответствии с профилем профессиональной деятельности осуществлять профилактику, предупреждение, пресечение преступлений и правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-9
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по обеспечению информационной безопасности;
ПСК-1.3
основные способы и методы противодействия преступности в сфере высоких технологий;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-9
выделять основные показатели преступности в сфере высоких технологий, тенденции, прогноз;
ПСК-1.3
принимать управленческие решения, обеспечивающие информационную безопасность;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-9
навыками анализа нормативно-правовых, официальных, статистических и иных источников;
ПСК-1.3
навыками квалификации преступлений в информационной сфере;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие, принципы и система информационной безопасности.
1.1. Понятие, принципы и система информационной безопасности. Практические 5 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, принципы и система информационной безопасности. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовое понятие и классификация охраняемой законом информации.
2.1. Правовое понятие и классификация охраняемой законом информации. Практические 5 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Правовое понятие и классификация охраняемой законом информации. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Основные направления развития законодательства об информации и защите информации.
3.1. Основные направления развития законодательства об информации и защите информации. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1
3.2. Понятие, принципы и система информационной безопасности. Лекции 5 2 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Преступность в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая характеристика и ответственность.
4.1. Преступность в сфере компьютерной информации: уголовно-правовая характеристика и ответственность. Сам. работа 5 12 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Правовая защита информации.
5.1. Правовая защита информации. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1
Раздел 6. Актуальные проблемы противодействия преступнолсти в сфере высоких технологий.
6.1. Актуальные проблемы противодействия преступнолсти в сфере высоких технологий. Сам. работа 5 10 ПК-9, ПСК-1.3 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Контроль
7.1. Зачет Зачет 5 4 ПК-9, ПСК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие и принципы информационной безопасности.
2. Внешние и внутренние угрозы информационной безопасности.
3. Государственно-правовые меры обеспечения информационной безопасности.
4. Научно-технические меры обеспечения информационной безопасности.
5. Специальные меры обеспечения информационной безопасности.
6. Организационные меры обеспечения информационной безопасности.
7. Правовое понятие информации. Классификация охраняемой законом информации.
8. Виды охраняемой законом информации.
9. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
10. Общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
11. Неправомерный доступ к компьютерной информации.
12. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.
13. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.
14. Уголовно-правовая защита тайны частной жизни (личная, семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, тайна усыновления).
15. Уголовно-правовая защита коммерческой, банковской, налоговой тайны.
16. Уголовно-правовая защита государственной тайны.
17. Уголовно-правовая защита интеллектуальной собственности.
18. Правовая защита персональных данных.
19. Общая характеристика зарубежного законодательства по защите информации. Международные конвенции, соглашения и иные официальные документы.
20. Состояние, структура, динамика, тенденции преступности в сфере высоких информационных технологий в современной России.
21. Актуальные проблемы противодействия преступности в сфере высоких информационных технологий в современной России.
22. Приоритетные направления предупреждения преступности в сфере высоких информационных технологий.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещаются в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Старков О. В. КРИМИНОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/1D673731-1FE5-41BA-B4BC-5496D2175DC7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Решетников А.Ю., Афанасьева О.Р. КРИМИНОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/724EB42B-90FF-4B70-818C-EDB2BED388F5
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мазуров В. А., Куликов Е. А., Островская Д. М., Турканова Р. Ж. Криминология: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э8 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия по дисциплине проводятся преподавателем в зависимости от целей и задач дисциплины и направлены на передачу студентам минимальных необходимых ориентирующих знаний, вводящих в содержание предмета. Содержание лекций определяется преподавателем в зависимости от индивидуальной производственной необходимости.
При выполнении практических заданий оценивается полнота, развернутость и аргументированность решения задачи. Оценка за решение задачи повышается, если студент предлагает, исходя из её условия, несколько возможных вариантов её решения, в зависимости от конкретного наполнения тех или иных фактических обстоятельств.
Пример решения задачи
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?
Казус относится к теме «Уголовный закон», и для его решения следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФСР 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.
С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Тестовые задания, представленные в ФОСе, бывают трех видов. Закрытые вопросы с выбором одного варианта ответа предполагают, что студент на поставленный вопрос выбирает из нескольких предложенных вариантов ответа наиболее точно соответствующий содержанию вопроса ответ. Если возникают сомнения, то необходимо выбирать из нескольких близких по смыслу ответов тот, который вызывает наименьшие обоснованные сомнения. Ответы нужно внимательно просматривать, поскольку среди них может быть ответ "все перечисленные", который является правильным, если все остальные варианты ответа составляют какую-то часть целого. Тип вопроса "множественный выбор" предполагает выбор студентом нескольких вариантов ответа, подходящих по смыслу к формулировке вопроса. При этом ответ засчитывается при условии выбора всех правильных вариантов ответа. Также существуют вопросы, на которые требуется краткий ответ в виде слова или словосочетания, представляющего собой специальный термин. В целом ответ на тест оценивается исходя из шкалы: 85% ответов и выше - оценка "отлично", 70-84% - оценка "хорошо", 51-69% - оценка "удовлетворительно", менее 51% - оценка "неудовлетворительно".
Оценка "зачтено" по итогам изучения дисциплины "Квалификация компьютерных преступлений" на основе успеваемости в течение семестра. При невозможности выставления зачета по итогам практических занятий по дисциплине студенты сдают зачет по билетам в соответствии с представленным в ФОСе перечнем вопросов. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие формируемым компетенциям. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. Студенту могут быть заданы дополнительные вопросы исходя из результатов текущего контроля.
При этом оцениваются степень полноты, самостоятельности ответа, а также учитывается текущий рейтинг студента по итогам лекционных и практических занятий. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет выставляется в соответствии с локальными актами университета по итогам работы студента на семинарских и практических занятиях. При невозможности выставления зачета по итогам семинарских и практических занятий проводится собеседование, которое оценивается в соответствии с приведенными критериями по шкале "зачтено/не зачтено". Студенту в зависимости от сложности вопроса может быть дано время на подготовку, но не более 5 минут.