МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы квалификации преступлений против личности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Проблемы квалификации преступлений против личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является углублённое изучение положений Особенной части уголовного права – раздела 7 УК РФ, предусматривающей ответственность за преступления против здоровья населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПСК-1.5: способностью к подготовке и вынесению законных, обоснованных и мотивированных судебных актов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-7
общие положения о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, иных нормативно-правовых актов;
ПСК-1.5
положения руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ по этим вопросам.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-7
воспринимать, анализировать изменения в сфере общественно-опасной деятельности, причиняющей вред личности, и принимать уголовно-правовые правовые решения соответствующие им;
ПСК-1.5
применять положения о действии уголовного закона во времени, об обратной силе уголовного закона, иных нормативно-правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ применительно к преступлениям против личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-7
самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в судебно- следственной практике по делам о преступлениях против личности;
ПСК-1.5
отграничения от смежных составов преступлений;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика преступлений против личности
1.1. Общая характеристика преступлений против личности Лекции 5 2 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Общая характеристика преступлений против личности Сам. работа 5 8 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Преступления против жизни
2.1. Преступления против жизни Практические 5 2 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Преступления против жизни Сам. работа 5 10 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Преступления против здоровья
3.1. Преступления против здоровья Практические 5 2 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Преступления против здоровья Сам. работа 5 10 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Преступления против свободы, чести и достоинства
4.1. Преступления против свободы, чести и достоинства Сам. работа 5 10 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности
5.1. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности Сам. работа 5 8 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
6.1. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина Сам. работа 5 8 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Преступления против семьи и несовершеннолетних
7.1. Преступления против семьи и несовершеннолетних Сам. работа 5 8 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Контроль
8.1. Зачет Зачет 5 4 ПК-7, ПСК-1.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Понятие, признаки и виды убийства. «Простое» убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ)
2.Квалифицированные виды убийства, выделенные по объективным признакам (пп. «а»–«ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
3.Квалифицированные виды убийства, выделенные по субъективным признакам (пп. «е¹», «з»–«м» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
4.Убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ).
5.Убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ). Его отграничение от убийства, совершенного при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 108 УК РФ).
6.Доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ).
7.Понятие вреда здоровью. Виды вреда здоровью и критерии их выделения.
8.Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ). Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). Отграничение от убийства и от причинения смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).
9.Побои (ст. 116 УК РФ). Истязание (ст. 117 УК РФ).
10.Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК РФ). Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ).
11.Оставление в опасности (ст. 125 УК РФ). Его отграничение от убийства.
12.Похищение человека (ст. 126 УК РФ). Отграничение от незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ) и захвата заложника (ст. 206 УК РФ).
13.Торговля людьми (ст. 1271 УК РФ). Использование рабского труда (ст. 1272 УК РФ).
14.Изнасилование (ст. 131 УК РФ). Отграничение от насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ).
15.Понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ).
16.Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ). Развратные действия (ст. 135 УК РФ).
17.Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ). Нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ).
18.Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ).
19.Нарушение требований охраны труда (ст. 143 УК РФ).
20.Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 1451 УК РФ).
21.Нарушение авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ). Нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147 УК РФ).
22.Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ).
23.Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ). Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151¹ УК РФ).
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещаются в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник М.: Издательство Юрайт, 2018. – 437 с., https://biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B
Л1.2 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Особенная часть в 2 т. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник М.: Издательство Юрайт, 2017. – 363 с., www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4- www.biblio-online.ru/book/DD1F4C45-B1C8-4ABF-ACD4-
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.С. Капинус [и др.]; отв. ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 1 : учебник: М.: Издательство Юрайт, 2017. – 437 с., www.biblio-online.ru/book/C580BE48-1A50-46AE-B67C-
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3493
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия по дисциплине проводятся преподавателем в зависимости от целей и задач дисциплины и направлены на передачу студентам минимальных необходимых ориентирующих знаний, вводящих в содержание предмета. Содержание лекций определяется преподавателем в зависимости от индивидуальной производственной необходимости.
При выполнении практических заданий оценивается полнота, развернутость и аргументированность решения задачи. Оценка за решение задачи повышается, если студент предлагает, исходя из её условия, несколько возможных вариантов её решения, в зависимости от конкретного наполнения тех или иных фактических обстоятельств.
Пример решения задачи
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?
Казус относится к теме «Уголовный закон», и для его решения следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФСР 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.
С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Тестовые задания, представленные в ФОСе, бывают трех видов. Закрытые вопросы с выбором одного варианта ответа предполагают, что студент на поставленный вопрос выбирает из нескольких предложенных вариантов ответа наиболее точно соответствующий содержанию вопроса ответ. Если возникают сомнения, то необходимо выбирать из нескольких близких по смыслу ответов тот, который вызывает наименьшие обоснованные сомнения. Ответы нужно внимательно просматривать, поскольку среди них может быть ответ "все перечисленные", который является правильным, если все остальные варианты ответа составляют какую-то часть целого. Тип вопроса "множественный выбор" предполагает выбор студентом нескольких вариантов ответа, подходящих по смыслу к формулировке вопроса. При этом ответ засчитывается при условии выбора всех правильных вариантов ответа. Также существуют вопросы, на которые требуется краткий ответ в виде слова или словосочетания, представляющего собой специальный термин. В целом ответ на тест оценивается исходя из шкалы: 85% ответов и выше - оценка "отлично", 70-84% - оценка "хорошо", 51-69% - оценка "удовлетворительно", менее 51% - оценка "неудовлетворительно".
Оценка "зачтено" по итогам изучения дисциплины "Квалификация преступлений против личности" на основе успеваемости в течение семестра. При невозможности выставления зачета по итогам практических занятий по дисциплине студенты сдают зачет по билетам в соответствии с представленным в ФОСе перечнем вопросов. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие формируемым компетенциям. Зачет проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. Студенту могут быть заданы дополнительные вопросы исходя из результатов текущего контроля.
При этом оцениваются степень полноты, самостоятельности ответа, а также учитывается текущий рейтинг студента по итогам лекционных и практических занятий. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет выставляется в соответствии с локальными актами университета по итогам работы студента на семинарских и практических занятиях. При невозможности выставления зачета по итогам семинарских и практических занятий проводится собеседование, которое оценивается в соответствии с приведенными критериями по шкале "зачтено/не зачтено". Студенту в зависимости от сложности вопроса может быть дано время на подготовку, но не более 5 минут.