МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы назначения наказания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 8 10 8
Практические 18 14 18 14
Сам. работа 44 50 44 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преп. кафедры уголовного права и криминологии, Веснина Е.П.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Проблемы назначения наказания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность(уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петрович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина "Проблемы назначения наказания" направлена на
- познание и усвоение методологических основ назначения наказания по УК РФ, значения общих начал назначения наказаний, учета положений Общей и Особенной частей УК РФ, значения смягчающих и отягчающих обстоятельств, значения досудебного соглашения с обвиняемым (подозреваемым) при назначении наказания, назначения более мягкого наказания чем предусмотрено за данное преступление, назначение наказания при вердикте присяжных заседателей, при неоконченном преступлении, при соучастии, рецидиве, совокупности преступлений и приговоров;
- изучение системы и содержания ошибок при рассмотрении уголовных дел и вынесении по ним решений в отдельных инстанциях судебного судопроизводства, а также способов предотвращения, выявления и устранения судебных ошибок при вынесении решений по уголовным делам;
- подготовка студента высшей квалификации, способного обеспечить законность, обоснованность и справедливость вынесения судебного решения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.3 способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5
- усвоить значение вынесения обоснованного, законного и справедливого судебного решения при назначении уголовного наказания,
- о профессиональном правосознании, позволяющем правильно понимать, каким должно быть выносимое судом решение при назначении наказания, осознавать необходимость строго придерживаться требований права и закона при назначении наказания осужденному;
ПСК-1.3
- знать законодательство, позволяющее принять обоснованное, законное и справедливое решение;
- знать правила, которые должны соблюдаться при принятии судебных решений, о том, что назначение наказания. должно быть обоснованным, законным и справедливым.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5
- совершенствовать свой интеллектуальный и культурный уровень;
- свободно пользоваться знанием русского языка для общения с коллегами, участниками процесса при рассмотрении дел, обслуживающим персоналом, при преподавании дисциплины;
ПСК-1.3
- в судебной деятельности обеспечить законность, обоснованность и справедливость судебных решений;
- обеспечивать в судебных решениях безопасность личности, общества и государства, предупреждать правонарушения, устранять причины и условия, способствующие их совершению, содействовать пресечению коррупционного поведения; в исследовательской деятельности изучать судебную практику с целью выявления допускаемых ошибок и возможного предложения рекомендаций по их исправлению в судебной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5
- владеть технологиями формирования компетенции путем усвоения принципов уголовного права при толковании и применении норм уголовного права, оценки действующего законодательства, теории и практики с позиций теории обоснованности;
- навыками обобщения судебной практики ЕСПЧ, Конституционного Суда и Верховного Суда;
ПСК-1.3
- навыками вынесения обоснованных, законных и справедливых наказаний, правильного применения норм права с учетом общественной опасности преступления, правильности правовой оценки деяния, поведения личности до совершения преступления и последующего поведения, а также условий жизни его семьи, близких родственников;
- навыками выявления при изучении судебной практики допускаемых ошибок при вынесении судьями решений по уголовным делам по назначению наказаний; навыками обучения будущих сотрудников правоохранительных и судебных органов методами проведения лекций, семинаров, практических занятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История назначения наказания, понятие назначения наказания
1.1. История назначения наказания, понятие назначения наказания Лекции 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. История назначения наказания, понятие назначения наказания Практические 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. История назначения наказания, понятие назначения наказания Сам. работа 7 8 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания.
2.1. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания их решению. Основные начала назначения наказания. Лекции 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания. Практические 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Проблемы практики применения общих начал назначения уголовного наказания. Основные начала назначения наказания. Сам. работа 7 8 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания
3.1. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Лекции 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Практические 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Актуальные проблемы смягчения уголовного наказания Сам. работа 7 8 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание
4.1. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание Лекции 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание Практические 7 4 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Проблемы применения обстоятельств, отягчающих наказание Сам. работа 7 10 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств
5.1. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств Практические 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Пределы назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств Сам. работа 7 8 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Проблемы теории и практики усиления наказания
6.1. Проблемы теории и практики усиления наказания Практические 7 2 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Проблемы теории и практики усиления наказания Сам. работа 7 8 ПК-5, ПСК-1.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Развитие системы наказаний в зарубежных странах.
2. Назначение наказаний по зарубежному законодательству.
3. Назначение уголовных наказаний в дореволюционной России.
4. Назначение уголовных наказаний по советскому законодательству.
5. Принцип законности назначения наказания по российскому законодательству.
6. Принцип справедливости назначения наказания по российскому законодательству.
7. Значение положений Общей части УК РФ для назначения наказаний.
8. Значение положений Особенной части УК РФ для назначения наказаний.
9. Реализация принципа дифференциации и индивидуализации назначения наказания.
10. Значение смягчающих обстоятельств при назначении наказания.
11. Значение смягчающих обстоятельств, относящихся к элементам состава преступления.
12. Основания применения ст. 62 и 64 УК РФ при смягчении назначаемого наказания.
13. Основания применения отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
14. Значение элементов состава для применения отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
15. Роль отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
16. Основания смягчения наказания.
17. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи УК РФ.
18. Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении.
19. Назначение наказания за неоконченное преступление, при рецидиве преступлений, за преступления совершенные в соучастии.
20. Назначение наказания по совокупности преступлений.
21. Назначение наказания по совокупности приговоров.
22. Назначение наказания при особом порядке судебного разбирательства.
23. Назначение наказания при наличии досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым (подозреваемым).
24. Основания усиления уголовного наказания.
25. Назначение и сложение дополнительных наказаний.
26. Назначение наказания условно осужденному, совершившему новое преступление.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы эссе
1. Назначение наказания по советскому уголовному законодательству.
2. Принципы назначения наказания по Российскому УК.
3. Основания назначения наказания по УК РФ.
4. Смягчение наказания по УК РФ.
5. Назначение наказания по совокупности преступлений.
6. Назначение наказания по совокупности приговоров.
7. Применение отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Размещаются в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козаченко И.Я., Новоселов Г.П. УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
Э2 6. Сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru/
Э3 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э4 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э5 Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/
Э6 электронный курс мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2243 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Студент должен усвоить основные положения общих начал назначения уголовного наказания, овладеть методикой обоснования выносимых судом решений при назначении наказания, усвоить необходимость разумного сочетания требований закона и рекомендаций прецедентной судебной практики. Он должен усвоить принципы назначения наказания, уметь правильно применять требования общей и особенной части уголовного права, в том числе действие закона во времени и пространстве, значение соучастия и стадии совершения преступления, чтобы правильно выбирать вид и размер наказания.
Студенты должны научиться устанавливать основания для смягчения и отягчения наказания, определять наличие смягчающих, в том числе исключительных обстоятельств, усвоить значение вердикта присяжных заседателей о снисхождении, значение особого порядка рассмотрения уголовного дела для назначения наказания, значение досудебного соглашения прокурора с обвиняемым (подозреваемым) о сотрудничестве, понять, как происходит назначение наказания при наличии рецидива, его видов, назначение наказания при совокупности преступлений и приговоров, назначение наказания несовершеннолетним, освобождение их от наказания, вынесение решения об освобождении их от наказания и его отсрочке. При этом особое внимание студентов должно быть обращено на значение описательно-мотивировочной части приговора. Большое место должно быть уделено решению задач, опубликованных в методической литературе, условиями которых является обнаружение ошибок, допущенных в приговорах и других постановлениях судов.
В ходе обучения студент обязан посещать лекционные и практические(семинарские) занятия.
Лекция представляет собой одну из основных организационных форм обучения, направленных на первичное овладение знаниями. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над изучением дисциплины.
Практические (семинарские) занятия являются второй основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине. Они формируют исследовательский подход к изучению учебного и научного материала. Главной целью семинаров является обсуждение сложных вопросов теории уголовного права в части назначения наказания и выработка навыков применения уголовного закона. На семинарских занятиях студенты овладевают и совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки решения казусов (задач).
В процессе подготовки к семинарским занятиям студенту необходимо учесть следующее:
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по применению общих и специальных правил назначения наказания.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
Изучение проблем назначения наказания невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, рефератов). В связи с этим студенты должны владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о назначении наказания судами.
С учетом рекомендации преподавателя определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/).
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- все ли общие начала назначения наказания находят отражение в судебных решениях;
- имел ли место различный подход к применений специальных правил назначения наказания;
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
Правила оформления результатов проведённого обобщения судебной практики.
Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским студенческим работам (листы формата А-4, скреплённые между собой, страницы пронумерованы, имеется титульный лист). Обязательными разделами такой работы являются:
1. Количество изученных примеров со ссылками на источники.
2. Сформулированные выводы по результатам систематизации и анализа судебной практики.
3. Приложения:
3.1 приобщаются наиболее важные судебные решения.
3.2 на основе наиболее интересных, на взгляд студента материалов, создаётся учебная задача (казус).
При изучении дисциплины особая роль отводится самостоятельной работе. Самостоятельная работа включает: ознакомление с содержанием методических рекомендаций, чтение и изучение конспектов лекций, рекомендованных нормативного материала, основной и дополнительной литературы, подготовку по теоретическим вопросам, вынесенным на семинарские занятия, подготовку рефератов, решение задач, подготовку ответов на вопросы к зачету.
Реферат представляет собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы, вынесенной в качестве его названия. Для написания реферата требуется изучение нормативного материала, учебной литературы, научных статей, монографий, посвященных заявленной тематике, а также правоприменительной практики.
Объем реферата колеблется от 3 до 7 страниц. Оформляются работа на отдельных листах (формата А-4), скрепленных между собой. Страницы работы должны быть пронумерованы. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски по библиографическим правилам. Завершается текст реферата списком использованной при его написании литературы, составленным с учетом методических рекомендаций по оформлению библиографического списка, утвержденных Советом дирекции библиотеки АлтГУ от 25 января 2011 г. (Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа: http://www.lib.asu.ru/slasu/arhiv/doc/oform.pdf).