МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Развитие уголовно-исполнительной политики в современной России
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_06_01_Уголовное право-34-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Детков Алексей Петрович;кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Развитие уголовно-исполнительной политики в современной России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.12.2014г. №1538)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 03.07.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения учебной дисциплины «Развитие уголовно-исполнительной поли¬тики в современной России» являются:
- понимание динамики и современных тенденций развития уголовно-исполнительной по-литики России;
- ознакомление аспирантов с направлениями реформирования российского уголовно-ис-полнительного права на основе международных уголовно-правовых актов;
- формирование критического отношения к положениям уголовно-исполнительного закона и умения видеть проблемы уголовно-исполнительного права, предлагать собствен¬ный путь их решения;
- изучение положительного опыта правового регулирования исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и оценка перспектив его использования в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-3: способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
основной круг проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции), и основные способы (методы, алгоритмы) их решения;
ПК-3
зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью, Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
методы научно-исследовательской
деятельности; Основные концепции
современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1,
находить (выбирать) наиболее эффективные (методы) решения основных типов проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции);
ПК-3,
анализировать и использовать международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; применять конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; толковать и использовать принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1,
современными методами, инструментами и технологией научно-исследовательской и проектной деятельности в определенных областях юридической науки;
ПК-3,
навыками анализа и использования международных нормы и решений Европейского Суда как правовых оснований охранительных норм; навыками применения конституционных основ закрепления и толкования охранительных норм; навыками толкования и использования принципами права как правового основания закрепления и толкования охранительных норм;
УК-1
навыками анализа основных
мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития; технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере
научных исследований


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики.
1.1. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3
1.2. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.2, Л2.2
1.3. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства.
2.1. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3
2.2. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.2, Л2.2
2.3. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью.
3.1. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.1
3.2. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.2, Л2.2
3.3. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе.
4.1. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.2
4.2. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Исполнение наказания в виде лишения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
5.1. Исполнение наказания в виде лишения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Применение средств исправления осужденных к лишению свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
6.1. Применение средств исправления осужденных к лишению свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.3
Раздел 7. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Постпенитенциарная адаптация осужденных.
7.1. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Постпенитенциарная адаптация осужденных. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы: правовое регулирование, проблемы практической реализации, направления совершенствования.
8.1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы: правовое регулирование, проблемы практической реализации, направления совершенствования. Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.3, Л2.1
Раздел 9. Современные пенитенциарные системы зарубежных государств.
9.1. Современные пенитенциарные системы зарубежных государств. Сам. работа 5 10 ОПК-1, ПК-3, УК-1 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Понятие уголовно-исполнительной политики и ее роль в борьбе с преступностью.
Принципы уголовно-исполнительной политики.
Факторы формирования и функционирования уголовно-исполнительной политики.
Современные тенденции развития уголовно-исполнительной политики России.
Общая характеристика Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Развитие теории уголовно-исполнительного права: основные дискуссионные вопросы.
Предмет, методы, принципы уголовно-исполнительного права и его место в системе российского права.
Проблемы становления и развития современного уголовно-исполнительного права.
Принципы уголовно-исполнительного права. Понятие принципов права, значение, критерии их выделения. Их закрепление и развитие в нормах данной отрасли права.
Система современных принципов уголовно-исполнительного права.
Понятие принципов законности; демократизма; гуманизма; равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; рационального применения мер принуждения, исправительного воздействия, стимулирования правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием.
Основные понятия уголовно-исполнительного права.
Определение уголовного наказания.
Цели исполнения наказания.
Сущность и содержание уголовно-исполнительной деятельности.
Понятие исполнения и отбывания наказания.
Содержание и значение исполнения (отбывания) наказания.
Уголовное наказание и иные средства исправления осужденных.
Карательно-воспитательный процесс.
Дискуссионные аспекты понятия уголовно-исполнительного законодательства.
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства РФ с международными правовыми актами.
Между¬народные договоры и стандарты в области исполнения уголовных наказаний. Их влияние на уголовно-исполнительную политику.
История развития отечественного уголовно-исполнительного права: досоветский период (пенитенциарная система царской России); советский период (общесоюзное и республиканское исправительно-трудовое законодательство); постсоветский период (уголовно-исполнительное законодательство с 1992 г. по настоящее время).
Нормы уголовно-исполнительного права. Особенности структуры норм уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительные правоотношения. Элементы правоотношений: субъекты, содержание, объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения уголовно-исполнительных правоотношений.
Классификация видов уголовных наказаний и видов учреждений и органов, их исполняющих.
Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их задачи и функции.
Понятие, задачи и структура уголовно-исполнительной системы. Компетенция органов управления уголовно-исполнительной системы. Реформирование системы органов и учреждений, исполняющих наказание.
Понятие эффективности исполнения наказания. Значение выявления эффективности исполнения наказания. Критерии и показатели эффективности исполнения наказания. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой.
Понятие, содержание и значение контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Субъекты реализации контроля и надзора. Совершенствование контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных. Содействие общественных организаций работе учреждений и органов, исполняющих наказания.
Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы: субъективные права, юридические обязанности, законные интересы. Особенности правового статуса осужденных в сопоставлении с правовым статусом граждан России. Основания и формы правоограничений осужденных.
Основные права и обязанности осужденных. Порядок осуществления права осужденных на личную безопасность. Порядок осуществления права осужденных на свободу совести и вероисповедания. Порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами.
Правовое положение осужденных в свете международных стандартов. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремных заключением, Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила.
Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказания. Места отбывания лишения свободы. Совершенствование системы исправительных учреждений в истории развития российского законодательства. Характеристика основных направлений реформирования исправительных учреждений. Отказ от коллективного содержания осужденных. Преобразование колоний-поселений. Создание тюрем и воспитательных центров.
Понятие и функции режима исполнения (отбывания) лишения свободы. Содержание режима в местах лишения свободы. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы. Российская прогрессивная система исполнения наказания. Совершенствование обеспечения режима и безопасности осужденных.
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отдельных видах исправительных учреждений.
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима и тюрьмах. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Проблема применения смертной казни в России.
Правовое регулирование труда осужденных в исправи-тельных учреждениях. Труд как право и обязанность осужденных. Обязательный и принудительный труд. Формы организации труда. Привлечение осужденных к работам без оплаты труда.
Общее образование осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особенности организации общего образования в отдельных видах исправительных учреждений. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.
Направления совершенствования применения основных средств исправления осужденных.
Основания и виды освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания по отбытии срока наказания.
Освобождение от отбывания наказания вследствие отмены приговора суда с прекращением дела производством; в связи с условно-досрочным освобождением от наказания; заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания; предоставлением отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим малолетних детей; заболеванием осужденного тяжелой болезнью или инвалидностью; амнистией или помилованием. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания.
Порядок освобождения осужденных. Подготовительная работа к освобождению заключенных. Оказание помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания. Служба пробации. Роль службы пробации в постпенитенциарной адаптации осужденных.
Контроль и административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
Исполнение наказания в виде штрафа. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Исполнение наказания в виде обязательных работ. Исполнение наказания в виде исправительных работ. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
Возникновение и эволюция мировых пенитенциарных систем.
Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отдельных зарубежных странах.
Система мест лишения свободы в отдельных зарубежных государствах. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование мер исправительного воздействия в пенитенциарном законодательстве зарубежных государств.
Освобождение из мест лишения свободы и его формы. Постпенитенциарная адаптация лиц, освобожденных от наказания, в зарубежных странах. Участие общественных формирований, государственных служб в ресоциализации лиц, отбывших наказание.
Перспективы использования положительного зарубежного опыта в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС размещен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Эминов В.Е. - под ред., Орлов В.Н. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ В 3 Т. ТОМ 1 + ДОП. МАТЕРИАЛ В ЭБС 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FDACB367-7841-48E3-ABDB-1AC1D931A2DA
Л1.2 Эминов В.Е. - под ред., Орлов В.Н. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ В 3 Т. ТОМ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9ECC83FC-C1BC-42FC-B9DE-DFE44577C6AC
Л1.3 Эминов В.Е. - отв. ред., Орлов В.Н. - отв. ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ В 3 Т. ТОМ 3 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EB23FEA4-A3B0-44DA-AF6F-EA51C6759E53
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эминов В.Е. - под ред., Орлов В.Н. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ЧАСТЬ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B14C88F8-F06F-45F2-A29E-0F56B2FA6322
Л2.2 Под ред. Орлова В.Н., Эминова В.Е. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: КОНЦЕПЦИИ В РАЗВИТИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/0FE78FEF-726E-43D5-9DFA-C309BA222679
Л2.3 Орлов В.Н. - под ред., Эминов В.Е. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ОБЩИЕ НАЧАЛА. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F50539F8-704C-409A-A998-E88376999212
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гарант
Э2 Электронная библиотека Юрайт
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2252 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2252
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по проведению преподавателями
основных видов учебных занятий и педагогическому контролю

УП: z_40_06_01_Уголовное право-2018.plx стр. 10

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практи-ческих занятий. Занятия по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплине «Уголовное право РФ;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овла-дение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориенти-ры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лек-ционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Глав-ной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уго-ловно-исполнительного права. На семинарских занятиях студенты совершенствуют уме-ния убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается зада-ние в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоя-тельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала сту-дент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложен-ную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литерату-ры в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Сту-денты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и чет-ко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснован-ной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных за-мечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекоменда-ции по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридическо-го термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи студентов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов уда-рение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсужде-ния темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дис-куссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по об-суждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложен-ными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основы-ваясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариан-тов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правопри-менительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оце-нивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем сту-дентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учеб-ной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, по-скольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний сту-дентами по дисциплине «Уголовно- исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практи-ческих занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учеб-ной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для студентов дневного отделения и зачет для студентов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объек-тивности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.