МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовно-исполнительная политика в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьУголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Уголовное право-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и криминологии, Детков Алексей Петрович;кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Уголовно-исполнительная политика в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №905)

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями изучения учебной дисциплины «Уголовно-исполнительная политика в современной России» являются:
- понимание динамики и современных тенденций развития уголовно-исполнительной по-литики России;
- ознакомление аспирантов с направлениями реформирования российского уголовно-ис-полнительного права на основе международных уголовно-правовых актов;
- формирование критического отношения к положениям уголовно-исполнительного закона и умения видеть проблемы уголовно-исполнительного права, предлагать собствен¬ный путь их решения;
- изучение положительного опыта правового регулирования исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и оценка перспектив его использования в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-1 владением методологией научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1
основной круг проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции), и основные способы (методы, алгоритмы) их решения;
ПК-1
Методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
основные международные и российские нормативные правовые акты и официальные документы по противодействию преступности;
ПК-3
зарубежную законотворческую и правоприменительную практику борьбы с преступностью, Международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; Конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; Принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-2
методы научно-исследовательской деятельности; Основные концепции современной философии науки, основные стадии эволюции науки, функции и основания научной картины мира;

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1
находить (выбирать) наиболее эффективные (методы) решения основных типов проблем (задач), встречающихся в избранной сфере научной деятельности (юриспруденции);
ПК-1
применять методологию уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении учения о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности, в сфере уголовно-правовой охраны экономики;
ПК-2
выделять основные показатели преступности, тенденции, прогноз;
ПК-3
анализировать и использовать международные нормы и решения Европейского Суда как правовые основания охранительных норм; применять конституционные основы закрепления и толкования охранительных норм; толковать и использовать принципы права как правовое основание закрепления и толкования охранительных норм;
УК-2
использовать положения и категории философии науки для анализа и оценивания различных фактов и явлений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1
современными методами, инструментами и технологией научно-исследовательской и проектной деятельности в определенных областях юридической науки;
ПК-1
методологией уголовно-правовых исследований в сфере учения о преступлении, о составе преступления, в области уголовно-правовой охраны личности и экономики
ПК-2
общими навыками анализа, методики организации и проведения криминологических и уголовно-правовых исследований;
ПК-3
навыками анализа и использования международных нормы и решений Европейского Суда как правовых оснований охранительных норм; навыками применения конституционных основ закрепления и толкования охранительных норм; навыками толкования и использования принципами права как правового основания закрепления и толкования охранительных норм;
УК-2
навыками анализа основных мировоззренческих и методологических проблем, в.т.ч. междисциплинарного характера, возникающих в науке на современном этапе ее развития; технологиями планирования в профессиональной деятельности в сфере научных исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики.
1.1. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Лекции 3 3 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.3
1.2. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.2
1.3. Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства.
2.1. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Лекции 3 3 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.3
2.2. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.2
2.3. Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью.
3.1. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Лекции 3 4 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.1
3.2. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.2
3.3. Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе.
4.1. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе. Практические 3 2 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.2
4.2. Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Исполнение наказания в виде лишения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
5.1. Исполнение наказания в виде лишения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Применение средств исправления осужденных к лишению свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
6.1. Применение средств исправления осужденных к лишению свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.3
Раздел 7. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Постпенитенциарная адаптация осужденных.
7.1. Освобождение осужденных от отбывания наказания. Постпенитенциарная адаптация осужденных. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.2
Раздел 8. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы: правовое регулирование, проблемы практической реализации, направления совершенствования.
8.1. Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы: правовое регулирование, проблемы практической реализации, направления совершенствования. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.3, Л2.1
Раздел 9. Современные пенитенциарные системы зарубежных государств.
9.1. Современные пенитенциарные системы зарубежных государств. Сам. работа 3 10 ОПК-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-2 Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие уголовно-исполнительной политики и ее роль в борьбе с преступностью.
Принципы уголовно-исполнительной политики.
Факторы формирования и функционирования уголовно-исполнительной политики.
Современные тенденции развития уголовно-исполнительной политики России.
Общая характеристика Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Развитие теории уголовно-исполнительного права: основные дискуссионные вопросы.
Предмет, методы, принципы уголовно-исполнительного права и его место в системе российского права.
Проблемы становления и развития современного уголовно-исполнительного права.
Принципы уголовно-исполнительного права. Понятие принципов права, значение, критерии их выделения. Их закрепление и развитие в нормах данной отрасли права.
Система современных принципов уголовно-исполнительного права.
Понятие принципов законности; демократизма; гуманизма; равенства осужденных перед законом; дифференциации и индивидуализации исполнения наказания; рационального применения мер принуждения, исправительного воздействия, стимулирования правопослушного поведения; соединения наказания с исправительным воздействием.
Основные понятия уголовно-исполнительного права.
Определение уголовного наказания.
Цели исполнения наказания.
Сущность и содержание уголовно-исполнительной деятельности.
Понятие исполнения и отбывания наказания.
Содержание и значение исполнения (отбывания) наказания.
Уголовное наказание и иные средства исправления осужденных.
Карательно-воспитательный процесс.
Дискуссионные аспекты понятия уголовно-исполнительного законодательства.
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства РФ с международными правовыми актами.
Между¬народные договоры и стандарты в области исполнения уголовных наказаний. Их влияние на уголовно-исполнительную политику.
История развития отечественного уголовно-исполнительного права: досоветский период (пенитенциарная система царской России); советский период (общесоюзное и республиканское исправительно-трудовое законодательство); постсоветский период (уголовно-исполнительное законодательство с 1992 г. по настоящее время).
Нормы уголовно-исполнительного права. Особенности структуры норм уголовно-исполнительного права.
Уголовно-исполнительные правоотношения. Элементы правоотношений: субъекты, содержание, объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения уголовно-исполнительных правоотношений.
Классификация видов уголовных наказаний и видов учреждений и органов, их исполняющих.
Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, их задачи и функции.
Понятие, задачи и структура уголовно-исполнительной системы. Компетенция органов управления уголовно-исполнительной системы. Реформирование системы органов и учреждений, исполняющих наказание.
Понятие эффективности исполнения наказания. Значение выявления эффективности исполнения наказания. Критерии и показатели эффективности исполнения наказания. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой.
Понятие, содержание и значение контроля и надзора за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Субъекты реализации контроля и надзора. Совершенствование контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных. Содействие общественных организаций работе учреждений и органов, исполняющих наказания.
Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы: субъективные права, юридические обязанности, законные интересы. Особенности правового статуса осужденных в сопоставлении с правовым статусом граждан России. Основания и формы правоограничений осужденных.
Основные права и обязанности осужденных. Порядок осуществления права осужденных на личную безопасность. Порядок осуществления права осужденных на свободу совести и вероисповедания. Порядок обращения осужденных с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами.
Правовое положение осужденных в свете международных стандартов. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремных заключением, Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными, Европейские пенитенциарные правила.
Виды исправительных учреждений и категории осужденных, отбывающих в них наказания. Места отбывания лишения свободы. Совершенствование системы исправительных учреждений в истории развития российского законодательства. Характеристика основных направлений реформирования исправительных учреждений. Отказ от коллективного содержания осужденных. Преобразование колоний-поселений. Создание тюрем и воспитательных центров.
Понятие и функции режима исполнения (отбывания) лишения свободы. Содержание режима в местах лишения свободы. Способы обеспечения режима в местах лишения свободы. Российская прогрессивная система исполнения наказания. Совершенствование обеспечения режима и безопасности осужденных.
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отдельных видах исправительных учреждений.
Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях особого режима и тюрьмах. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Проблема применения смертной казни в России.
Правовое регулирование труда осужденных в исправи-тельных учреждениях. Труд как право и обязанность осужденных. Обязательный и принудительный труд. Формы организации труда. Привлечение осужденных к работам без оплаты труда.
Общее образование осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особенности организации общего образования в отдельных видах исправительных учреждений. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных.
Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы.
Направления совершенствования применения основных средств исправления осужденных.
Основания и виды освобождения от отбывания наказания. Прекращение отбывания наказания по отбытии срока наказания.
Освобождение от отбывания наказания вследствие отмены приговора суда с прекращением дела производством; в связи с условно-досрочным освобождением от наказания; заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания; предоставлением отсрочки отбывания наказания осужденным беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим малолетних детей; заболеванием осужденного тяжелой болезнью или инвалидностью; амнистией или помилованием. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания.
Порядок освобождения осужденных. Подготовительная работа к освобождению заключенных. Оказание помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания.
Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания. Служба пробации. Роль службы пробации в постпенитенциарной адаптации осужденных.
Контроль и административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания.
Исполнение наказания в виде штрафа. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Исполнение наказания в виде обязательных работ. Исполнение наказания в виде исправительных работ. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.
Возникновение и эволюция мировых пенитенциарных систем.
Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отдельных зарубежных странах.
Система мест лишения свободы в отдельных зарубежных государствах. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы.
Правовое регулирование мер исправительного воздействия в пенитенциарном законодательстве зарубежных государств.
Освобождение из мест лишения свободы и его формы. Постпенитенциарная адаптация лиц, освобожденных от наказания, в зарубежных странах. Участие общественных формирований, государственных служб в ресоциализации лиц, отбывших наказание.
Перспективы использования положительного зарубежного опыта в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Уголовно-исполнительное право как юридическое выражение уголовно-исполнительной политики.
Проблемы становления и развития уголовно-исполнительного законодательства.
Дискуссионные аспекты развития системы учреждений и органов, исполняющих наказания. Контроль за их деятельностью.
Проблемы развития правового положения осужденных на современном этапе.
Исполнение наказания в виде лишения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
Применение средств исправления осужденных к лишению свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
Освобождение осужденных от отбывания наказания. Постпенитенциарная адаптация осужденных.
Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы: правовое регулирование, проблемы практической реализации, направления совершенствования.
Современные пенитенциарные системы зарубежных государств.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Козаченко [и др.] ; под общей редакцией И. Я. Козаченко Уголовно-исполнительное право. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Под редакцией И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.3 В. Е. Эминов [и др.] ; под редакцией В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. Основы уголовно-исполнительного права России : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Эминов В.Е. - под ред., Орлов В.Н. - под ред. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ЧАСТЬ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Орлова В.Н., Эминова В.Е. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: КОНЦЕПЦИИ В РАЗВИТИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Б. Б. Казак [и др.] ; ответственный редактор Б. Б. Казак Ресоциализация осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Гарант www.garant.ru
Э3 Электронная библиотека Юрайт Электронная библиотека Юрайт
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6205 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение дисциплины осуществляется посредством лекционных и семинарских занятий. Порядок проведения лекционных занятий определяется преподавателем самостоятельно и реализуется в зависимости от конкретных, стоящих перед отдельным занятием задач.

Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение обоснования охранительных норм невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.
Методика решения задач.
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).