МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Субъективная сторона преступления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2020 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и междунарого права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Субъективная сторона преступления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата). УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 декабря 2016 г. № 1511.

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Детков Алексей Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 01.07.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Детков Алексей Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является углубленное изучение вопросов субъективной стороны преступления как одного из институтов уголовного права, формирование у обучающегося компетенций ПК-10 и ПК-13.
Задачами курса являются:
- формирование у студентов навыков самостоятельной квалификации уголовно-правовых казусов, встречающихся в следственно-судебной практике, с учетом субъективной стороны деяний;
- углубленное изучение нормативно-правовых актов и актов судебного толкования, определяющих приемы и способы установления субъективной стороны преступления;
- формирование у студентов умения комплексного использования признаков состава преступления с учетом субъективных факторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6
- о содержании и значении субъективной стороны преступления;
- о её взаимодействии с иными элементами состава преступления.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6
- оперировать понятиями и категориями субъективной стороны;
- анализировать юридические факты и объективную действительность;
- устанавливать субъективную сторону в конкретных уголовно-правовых казусах;
- аргументировать принятые решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6
- самостоятельно осуществлять квалификацию преступлений с учетом признаков субъективной стороны преступления.
- разрешать юридические ситуации и правильно оформлять принятые решения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие субъективной стороны преступления. Понятие, формы и виды вины.
1.1. Понятие субъективной стороны преступления. Понятие, формы и виды вины. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие субъективной стороны преступления. Понятие, формы и виды вины. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Умысел, его виды и значение для квалификации.
2.1. Умысел, его виды и значение для квалификации. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Умысел, его виды и значение для квалификации. Сам. работа 5 20 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Неосторожность и её виды.
3.1. Неосторожность и её виды. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Неосторожность и её виды. Сам. работа 5 22 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие субъективной стороны преступления. Содержание и структура субъективной стороны преступления.
2. Признаки, составляющие субъективную сторону преступления, их закрепление в уголовном законе и значение при определении субъективного основания и пределов уголовной ответственности лица, совершившего преступление.
3. Значение установления признаков субъективной стороны преступления для квалификации.
4. Понятие вины в уголовном праве.
5. Вина и виновность. Принцип вины и субъективное вменение.
6. Сущность и содержание вины.
7. Установление волевого и интеллектуального элементов вины.
8. Формы вины: понятие, виды, юридическое значение.
9. Обусловленность наказания формой вины.
10. Понятие и виды умысла.
11. Характеристика прямого умысла. Интеллектуальный элемент прямого умысла. Волевой элемент прямого умысла.
12. Характеристика косвенного умысла.
13. Понятие и виды неосторожной формы вины.
14. Преступное легкомыслие: интеллектуальный и волевой моменты, отличие преступного легкомыслия от преступной небрежности и косвенного умысла.
15. Преступная небрежность: характеристика, особенности, интеллектуальный и волевой моменты.
16. Невиновное причинение вреда. Его отличие от преступной небрежности.
17. Понятие, виды, значение юридической ошибки
18. Понятие, виды, значение фактической ошибки
19. Понятие преступлений с двумя формами вины.
20. Типы преступлений с двумя формами вины.
21. Понятие и содержание мотива и цели преступления.
22. Мотив и цель в умышленных преступлениях.

Критерии оценки

Оценка "зачтено" выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретической части раздела, умение проиллюстрировать изложение примерами, полно и подробно ответившим на вопросы коллоквиума, способным самостоятельно формулировать вопросы по темам коллоквиума, а также студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, полностью ответившим на вопросы коллоквиума, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях, либо студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы коллоквиума, но показавшим знание структуры основного учебно-программного материала.
Оценка "не зачтено" выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, не владеет терминологией, знанием основных методик, не способен формулировать свои мысли, применять на практике теоретические положения, ответить на вопросы коллоквиума.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие субъективной стороны преступления.
2. Понятие, формы и виды вины.
3. Вина: содержание, сущность и степень.
4. Преступления с двумя формами вины.
5. Понятие, содержание и значение цели преступления.
6. Понятие, содержание и значение мотива преступления.
7. Эмоциональное состояние: понятие, содержание и значение.
8. Юридические ошибки. Виды и значение.
9. Фактические ошибки. Виды и значение.
10. Интеллектуальный и волевой моменты умысла.
11. Прямой умысел: понятие, признаки, влияние на квалификацию.
12. Косвенный умысел: понятие, признаки, влияние на квалификацию.
13. Виды умысла, непредусмотренные законом.
14. Преступление, совершенное по легкомыслию.
15. Небрежность, ее объективный и субъективный критерии.
16. Невиновное причинение вреда.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.Р. Сундурова Уголовное право России. Общая часть : учебник / Казанский (Приволжский) федеральный университет ;: учебник Статут, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. СПС «КонсультантПлюс».
Э2 2. ИПО системы «Гарант».
Э3 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э4 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э5 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э6 6. Информационный сайт для магистрантов Тыдыковой Н.В. www.crimemetod.ru.
Э7 7. Сайт Верховного суда РФ www.supcourt.ru.
Э8 8. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э9 9. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э10 Электронный курс на Едином образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2718 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office Word, Excel, PowerPoint, Adobe Reader, Aabby FineReader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
Консультант Плюс, Гарант, ГАС "Правосудие"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Субъективная сторона преступления» изучается после освоения студентами основных дисциплин по изучению уголовного права и уголовного процесса.
При изучении учебной дисциплины «Субъективная сторона преступления» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой: Режим доступа: http://e.lanbook.com/. и http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html., а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант».

Организация самостоятельной подготовки.
При подготовке к занятиям, во время самостоятельной подготовки, рекомендуем следующую последовательность действий. Во-первых, обратиться к конспекту лекции, для восстановления уже ранее слышанного. Особое внимание обратить на те места, которые вызывают у Вас вопросы. Затем, обратиться учебной литературе по теме, обращая внимание на моменты, отсутствующие в лекции, на спорные проблемные вопросы, возможно, обнаружив ответы на возникшие ранее вопросы. И, в-третьих, необходимо обратиться к специальной монографической (дополнительной) литературе, для углубленного рассмотрения конкретных вопросов семинара или всего занятия в целом.
Если после всего этого у Вас ещё остались вопросы запишите их и на занятии лучше задайте преподавателю, совместно обсудив возможное их разрешение.
Только после того, как у Вас сформировалось своё мнение об обсуждаемых вопросах стоит переходить к решению предлагаемых Вам индивидуальных заданий. Обратите внимание на вопрос, который ставится в задании, и вначале попытайтесь ответить на него, и лишь затем отвечать на какие-либо иные. Желательно, осуществлять запись своего ответа и продумывать возможные вопросы и возражения против Вашей позиции, подготовив достойный ответ на них.
Помимо указанной подготовки к семинарским занятия, большое внимание необходимо уделять самостоятельной работе в виде написания письменных работ, как реферат, так и докладов.
Реферат представляет из себя достаточно конкретное и полное изложение одного из вопроса семинарского занятия, на основе буквально двух-трёх источников, объем его не превышает 6-7 страниц.
Доклад предполагает рассмотрение проблемных сложных вопросов, то есть требуется самостоятельный анализ каких-либо дискуссионных вопросов, обязательным признаком является наличие собственного разрешения проблемы с аргументированным обоснованием. Объем доклада в пределах до 10 страниц. Перечень источников не ограничен, но не менее 8.
Изучение дисциплины «Субъективная сторона преступления» осуществляется после освоения студентами уголовного права и предполагает углубленное рассмотрение вопросов вины и других показателей субъективной стороны и приобретение навыков квалификации преступлений с учетом этих показателей. Данная дисциплина предназначена для формирования у студентов навыков практического применения положений уголовного законодательства в следственно-судебной практике.
Теоретический материал предполагает комплексный подход использования знаний не только Общей и Особенной частей уголовного права, но и знаний, полученных при изучении иных дисциплин уголовно-правового цикла, в частности, уголовного процесса и криминалистики, а также психологии. При подготовке к занятию рекомендуется рассматривать не только вопросы общей части, иных законодательных актов, но и их практическое преломление в конкретных составах преступлений, предусмотренных в Особенной части УК.
Каждое практическое занятие состоит из двух блоков: теоретического и практического. Теоретическая часть предполагает изучение законодательства и практики его применения, в части касающейся занятия, а также дискуссионных, спорных проблем и предложенных в научной литературе способов их разрешения. Поэтому знание монографической литературы и периодической научной литературы является желательным.
При решении задач и подготовке к занятиям необходимо помнить, что субъективные признаки устанавливаются, и соответственно, приобретают уголовно-правовое значение через призму объективных показателей деяния.
Основным навыком, приобретение которого предполагает изучение данной дисциплины, является получение умений по решению практических казусов, задач. Именно решение практической задачи позволяет увидеть всю совокупность взаимосвязи различных дисциплин, уже изученных обучающимся, при определении правильного решения.
При решении предлагаемых задач необходимо учесть, что представленная в ней информация – это «выжимка» из уголовного дела. Отсюда некоторая недоговоренность, нехватка фактического материала. Для обеспечения направленности подготовки специалистов уголовно-правовой специализации к практической деятельности Вам самим необходимо определить, какая дополнительная информация требуется для разрешения казуса, каким образом она может быть получена, кем и в каком процессуальном виде может быть представлена.
Кроме того, получаемая информация может быть как положительной, так и отрицательной. Например, лицо находилось либо не находилось в состоянии аффекта. Это обстоятельство влияет на квалификацию деяния. Следовательно, нужно рассмотреть два варианта квалификации этого казуса.