Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Юридическая психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ЮП-2-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 60 | 60 | 60 | 60 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой
1.1. | усвоение студентами как на семинарских, лекционных занятиях, так и самостоятельно прочных знаний о психологии, возникновении термина «юридическая психология» и исторических этапах ее развития, выработка навыков по приминению юридической психологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-4 | способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
ПК-1 | способностью разрабатывать нормативные правовые акты |
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-4: русский и иностранный язык как средство делового общения ПК-1: понятие, виды и структуру нормативно-правовых актов ПК-7: основы толкования нормативно-правовых актов ПК-8: основы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-4: пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения ПК-1: разрабатывать нормативные акты в соответствии с профилем своей профессионльной деятельности ПК-7: квалифицированно толковать нормативные правовые акты ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-4: русским и иностранным языками как средством делового общения ПК-1: способностью разрабатывать нормативные акты в соответствии с профелем своей профессионльной деятельности ПК-7: навыками толкования нормативно-правовых актов ПК-8: навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Юридическая техника | ||||||
1.1. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Практические | 1 | 0 | ||
1.3. | Понятие, значение и элементы юридической техники | Сам. работа | 1 | 8 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.4. | Язык права. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Лекции | 1 | 0 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Язык права | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.6. | Язык права | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.8. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Техника составления и оформления нормативно-правовых актов | Лабораторные | 1 | 2 | ||
1.10. | Юридические конструкции | Лекции | 1 | 0 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.11. | Юридические конструкции | Практические | 1 | 1 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Юридические конструкции | Сам. работа | 1 | 20 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.13. | Правовой диалог | Сам. работа | 1 | 8 | ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Правовой диалог | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 | |
1.15. | Зачет | Зачет | 1 | 4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Понятие юридической техники. Возникновение термина «юридическая техника» и исторические этапы ее развития. Значение юридической техники. 2. Понятие и своеобразие языка права. Определение и основные черты юридического стиля речи; отграничение от публицистического, научного, художественного. 3. Понятие и виды юридических терминов. Требования юридической терминологии. Проблема использования иностранных слов, архаизмов, неологизмов, повседневно-бытовой лексики. 4. Юридические дефиниции: понятие, виды, структура. Проблема обеспечения единства правовых понятий в российском законодательстве. 5. Понятие и роль юридических конструкций в праве. Нормативность юридических конструкций. 6. Определение правотворческой (законодательной) техники. 7. Наименование правового акта. 8. Стандарты и реквизиты правовых актов. 9. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта. 10. Понятие и способы экспертизы правового акта. 11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления. 12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений. 13. Понятие и требования этики юридического письма. 14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста. 15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика. 16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы. 17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог. 18. Методы расширения поля аргументации, альтернативного доказывания, компромисса, концентрации аргументов и др. 19. Этика юридического диалога. Соотношение цели и средств в юридическом диалоге. 20. Понятие и виды уловок (манипуляций) в юридическом диалоге. 21. Определение софизма и его виды: подмена тезиса доказательства, порочный круг доказательства, изменение условности или модальности тезиса, предвосхищение основания и др. 22. Недопустимые аргументы: к авторитету, к массам, к аудитории, к невежеству, к тщеславию, к личности, аргумент-гипербола, грубая аналогия. 23. Понятие и виды психологических уловок в юридическом диалоге. 24. Организационно-процедурные уловки в юридическом диалоге. 25. Способы нейтрализации недопустимых приемов в юридическом диалоге. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Перечень тем рефератов 1. Определение и основные черты юридического стиля речи. 2. Понятие и роль юридических клише. Словесные штампы. 3. Понятие и виды юридических терминов. 4. Требования юридической терминологии. 5. Юридические дефиниции. 6. Понятие и виды правовых актов. 7. Логика и структура нормативно-правового акта. 8. Способы изложения правовых норм. Статья нормативно-правового акта. 9. Стандарты и реквизиты отдельных видов правовых актов. 10. Понятие и способы систематизации нормативно-правовых актов. 11. Индивидуальные правовые акты. 12. Требования этики юридического письма. 1 3. Понятие юридического диалога, его виды и особенности. 14. Диалектика (логика) юридического диалога. 15. Прагматика (стратегия и тактика) юридического диалога. 16. Этика юридического диалога. 17. Недопустимые приемы и методы ведения диалога и их нейтрализация. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Перевалов, В. Д. | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Колесниченко, А. В. | Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2 |
Л2.2 | Малько А. В. , Костенко М. А. , Яровая В. В. | Юридическая техника : cловарь-справочник: Право и юридические науки | Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека онлайн, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | (http://elibrary.ru) | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 2. Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/). 4. Курс Мудл (Юридическая техника): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2970 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
207С | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам юридического языка, техники нормотворчества, правовых конструкций и правового диалога. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей вопросам юридической техники: Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; МГЮА. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 634с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. При изучении учебной дисциплины «Юридическая техника» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) адрес, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант». Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить общее представление о понятии и структуре юридической техники. Для углубленного изучения проблемных вопросов юрислингвистики необходимо изучить фундаментальную работу: Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с. При подготовке к семинарскому занятию № 2 особое внимание необходимо обратить на работы, написанные на стыке правовых и филологических дисциплин: Гамзатов, М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов/ М.Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48; Гамзатов, М.Г. Юридическая латынь в толковании и переводе правовых текстов/ М. Г. Гамзатов.// Правоведение. -2008 - № 6. - С. 221 – 245. Студентам необходимо сформировать четкое представление об актуальной проблеме заимствования иностранных терминов современным русским правовым языком. Подготовка к семинарскому занятию № 3 также предполагает углубленное знакомство с коллективной работой: Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283с., со статьями: Филиппов, А. Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления/ А. Н. Филиппов// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.-2010. - N 1.-С. 24-29.; Третьякова, Е. -Д. С. Основные нарушения правил юридической техники в нормативных правовых актах субъектов российской Федерации: (на примере Сибирского федерального округа) / Е. -Д. С. Третьякова// Современное право.-2010. - N 5.-С. 64-67. Для углубленного изучения темы необходимо обратиться к анализу нормативно-правового материала: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».// «Российская газета», N 89, 14.05.1996. Для подготовки к семинарскому занятию № 4 в качестве дополнительной литературы рекомендуются монографии и статьи: Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Соловьев, О. Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О. Г. Соловьев // Юридический мир.-2009. - N 1 (145).-С. 68-71. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить касающиеся темы семинарского занятия задачи. В рамках семинарского занятия № 5 помимо анализа монографии Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с., целесообразно также определенное время посвятить вопросу о выдающихся судебных ораторах России XIX в.: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др. При этом студенты на выбор знакомятся с одной из речей Ф.Н. Плевако (из книги: Плевако, Ф.Н. Избранные речи./ Ф.Н. Плевако. - М.: Юрайт, 2010.- 649с.) с последующим анализом избранного оратором способа аргументации и иных элементов правового диалога. |