МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая техника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮридическая психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Юрий Александрович;

Рецензент(ы):
;к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Юридическая техника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 16.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами как на семинарских, лекционных занятиях, так и самостоятельно прочных знаний о психологии, возникновении термина «юридическая психология» и исторических этапах ее развития, выработка навыков по приминению юридической психологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4: русский и иностранный язык как средство делового общения

ПК-1: понятие, виды и структуру нормативно-правовых актов

ПК-7: основы толкования нормативно-правовых актов

ПК-8: основы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4: пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения

ПК-1: разрабатывать нормативные акты в соответствии с профилем своей профессионльной деятельности

ПК-7: квалифицированно толковать нормативные правовые акты

ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4: русским и иностранным языками как средством делового общения

ПК-1: способностью разрабатывать нормативные акты в соответствии с профелем своей профессионльной деятельности

ПК-7: навыками толкования нормативно-правовых актов

ПК-8: навыками проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая техника
1.1. Понятие, значение и элементы юридической техники Лекции 1 2 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие, значение и элементы юридической техники Практические 1 0
1.3. Понятие, значение и элементы юридической техники Сам. работа 1 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Язык права. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Лекции 1 0 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Язык права Практические 1 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Язык права Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Практические 1 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Лабораторные 1 2
1.10. Юридические конструкции Лекции 1 0 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Юридические конструкции Практические 1 1 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Юридические конструкции Сам. работа 1 20 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Правовой диалог Сам. работа 1 8 ПК-1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Правовой диалог Практические 1 1 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Зачет Зачет 1 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие юридической техники. Возникновение термина «юридическая техника» и исторические этапы ее развития. Значение юридической техники.

2. Понятие и своеобразие языка права. Определение и основные черты юридического стиля речи; отграничение от публицистического, научного, художественного.

3. Понятие и виды юридических терминов. Требования юридической терминологии. Проблема использования иностранных слов, архаизмов, неологизмов, повседневно-бытовой лексики.

4. Юридические дефиниции: понятие, виды, структура. Проблема обеспечения единства правовых понятий в российском законодательстве.

5. Понятие и роль юридических конструкций в праве. Нормативность юридических конструкций.

6. Определение правотворческой (законодательной) техники.

7. Наименование правового акта.

8. Стандарты и реквизиты правовых актов.

9. Способы изложения норм права. Норма права и статья нормативно-правового акта.

10. Понятие и способы экспертизы правового акта.

11. Понятие коллизий в праве и способы их преодоления.

12. Особенности составления и оформления индивидуальных правых актов: актов правоприменения, договоров, претензий, жалоб, заявлений.

13. Понятие и требования этики юридического письма.

14. Роль межличностных коммуникаций в деятельности юриста.

15. Определение юридического диалога и его виды: беседа, консультация, судебные прения, публичное выступление, полемика, реплика.

16. Юридическое доказательство: понятие, виды, способы.

17. Стратегия и тактика юридического диалога: конструктивный и деконструктивный юридический диалог.

18. Методы расширения поля аргументации, альтернативного доказывания, компромисса, концентрации аргументов и др.

19. Этика юридического диалога. Соотношение цели и средств в юридическом диалоге.

20. Понятие и виды уловок (манипуляций) в юридическом диалоге.

21. Определение софизма и его виды: подмена тезиса доказательства, порочный круг доказательства, изменение условности или модальности тезиса, предвосхищение основания и др.

22. Недопустимые аргументы: к авторитету, к массам, к аудитории, к невежеству, к тщеславию, к личности, аргумент-гипербола, грубая аналогия.

23. Понятие и виды психологических уловок в юридическом диалоге.

24. Организационно-процедурные уловки в юридическом диалоге.

25. Способы нейтрализации недопустимых приемов в юридическом диалоге.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов

1. Определение и основные черты юридического стиля речи.

2. Понятие и роль юридических клише. Словесные штампы.

3. Понятие и виды юридических терминов.

4. Требования юридической терминологии.

5. Юридические дефиниции.

6. Понятие и виды правовых актов.

7. Логика и структура нормативно-правового акта.

8. Способы изложения правовых норм. Статья нормативно-правового акта.

9. Стандарты и реквизиты отдельных видов правовых актов.

10. Понятие и способы систематизации нормативно-правовых актов.

11. Индивидуальные правовые акты.

12. Требования этики юридического письма.
1
3. Понятие юридического диалога, его виды и особенности.

14. Диалектика (логика) юридического диалога.

15. Прагматика (стратегия и тактика) юридического диалога.

16. Этика юридического диалога.

17. Недопустимые приемы и методы ведения диалога и их нейтрализация.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
Л2.2 Малько А. В. , Костенко М. А. , Яровая В. В. Юридическая техника : cловарь-справочник: Право и юридические науки Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека онлайн, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

2. Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).

3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).
4. Курс Мудл (Юридическая техника): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2970

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам юридического языка, техники нормотворчества, правовых конструкций и правового диалога. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей вопросам юридической техники: Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; МГЮА. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 634с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
При изучении учебной дисциплины «Юридическая техника» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) адрес, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант».
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить общее представление о понятии и структуре юридической техники. Для углубленного изучения проблемных вопросов юрислингвистики необходимо изучить фундаментальную работу: Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.
При подготовке к семинарскому занятию № 2 особое внимание необходимо обратить на работы, написанные на стыке правовых и филологических дисциплин: Гамзатов, М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов/ М.Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48; Гамзатов, М.Г. Юридическая латынь в толковании и переводе правовых текстов/ М. Г. Гамзатов.// Правоведение. -2008 - № 6. - С. 221 – 245. Студентам необходимо сформировать четкое представление об актуальной проблеме заимствования иностранных терминов современным русским правовым языком.
Подготовка к семинарскому занятию № 3 также предполагает углубленное знакомство с коллективной работой: Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283с., со статьями: Филиппов, А. Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления/ А. Н. Филиппов// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.-2010. - N 1.-С. 24-29.; Третьякова, Е. -Д. С. Основные нарушения правил юридической техники в нормативных правовых актах субъектов российской Федерации: (на примере Сибирского федерального округа) / Е. -Д. С. Третьякова// Современное право.-2010. - N 5.-С. 64-67. Для углубленного изучения темы необходимо обратиться к анализу нормативно-правового материала: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».// «Российская газета», N 89, 14.05.1996.
Для подготовки к семинарскому занятию № 4 в качестве дополнительной литературы рекомендуются монографии и статьи: Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Соловьев, О. Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О. Г. Соловьев // Юридический мир.-2009. - N 1 (145).-С. 68-71. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить касающиеся темы семинарского занятия задачи.
В рамках семинарского занятия № 5 помимо анализа монографии Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с., целесообразно также определенное время посвятить вопросу о выдающихся судебных ораторах России XIX в.: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др. При этом студенты на выбор знакомятся с одной из речей Ф.Н. Плевако (из книги: Плевако, Ф.Н. Избранные речи./ Ф.Н. Плевако. - М.: Юрайт, 2010.- 649с.) с последующим анализом избранного оратором способа аргументации и иных элементов правового диалога.