МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология юридической науки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, УИП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 8 10 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 106 108 106

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и методология юридической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
ВАСИЛЬЕВ А.А, д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой ВАСИЛЬЕВ А.А, д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-1: способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-2: способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-4: способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-5: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-7: способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-8: способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
ПК-9: способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10: способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-11: способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
ПК-12: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-13: способностью управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14: способностью организовывать и проводить педагогические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4: основы и средства делового общения
ОК-5: компетенции использования приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении
ПК-1:основы методики разработки нормативных правовых актов
ПК-2:основы применения нормативнх правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Пк-3: требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5:меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: основы юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: основы анализа и реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности;
ПК-11: методологию научных исследований в области права;
ПК-12: основы преподавания правых дисциплин на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: основы организации и проведения педагогического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4: использовать средства делового общения
ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении;
ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов
ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права;
ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4: основами и средствами делового общения
ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении;
ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов
ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права;
ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История и методология юридической науки
1.1. Понятие юридической науки и её методология. Традиционные представления о праве. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки. История российской юридической науки Лекции 1 2 ОК-5, ПК-11 Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.2. Понятие юридической науки и её методология Практические 1 2 ПК-1, ПК-13 Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.3. Понятие юридической науки и её методология Сам. работа 1 16 ПК-14 Л3.2, Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.4. Традиционные представления о праве Практические 1 0 ПК-11 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.5. Традиционные представления о праве Сам. работа 1 16 ПК-11 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л3.5
1.6. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Практические 1 0 ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л3.4, Л1.2, Л3.5
1.7. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Сам. работа 1 18 ПК-13 Л3.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.8. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Практические 1 4 ПК-14 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.9. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Сам. работа 1 19 ПК-13 Л3.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.5
1.10. История российской юридической науки Практические 1 2 ПК-13 Л2.1, Л3.4, Л1.2, Л3.5, Л2.2
1.11. История российской юридической науки Сам. работа 1 18 ПК-11, ПК-12 Л2.1, Л1.2, Л3.5
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.1, Л1.2, Л3.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Формы познания. Значение и пределы рационального познания.
Определение науки.
Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.
Юриспруденция как наука.
Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания.
Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки.
Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки.
Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем.
Способы институционализации права – нормативный и организационный.
Особенности традиционных представлений о праве.
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.
Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.
Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.
Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции
Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»
Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.
Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.
Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.
Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.
Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.
Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.
Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.
Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).
Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.
Принципы и методология исторической школы права.
Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.
Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен).
Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.)
Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права.
Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права.
Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.
Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития.
Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки.
Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.
Периодизация истории российской юридической науки.
Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга.
Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка.
Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др.
Историческая школа прав в России – К.А.Неволин.
Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм.
Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции.
Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права.
Идеолгизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки.
Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.
Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.
Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.
Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции
Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»
Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.
Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.
Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.
Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.
Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.
Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.
Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.
Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).
Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.
Принципы и методология исторической школы права.
Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.
5.3. Фонд оценочных средств
См.: Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ИМЮН испр 2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. И. Батыр [и др.] История государства и права зарубежных стран: учебник М.: Проспект, 2017
Л1.2 В. К. Бабаев [и др.] Теория государства и права: Учебник юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новицкий, И. Б. Римское право: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/50AEB1E1-1828-4EB7-A35E-B8387B88BDAF
Л2.2 Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 отв. ред. В.Д. Перевалов Теория государства и права: учеб. для вузов М.: НОРМА, 2009
Л3.2 В. В. Лазарев, С. В. Липень Теория государства и права: учеб. для вузов М.: Юрайт, 2010
Л3.3 под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько Теория государства и права: курс лекций М.: Юристъ, 2005
Л3.4 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л3.5 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Э3 Мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4624
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем


Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Современная российская правовая наука и соответственно система высшего юридического образования характеризуется дефицитом исторических и междисциплинарных знаний. Многие дискуссионные вопросы современной общей теории права и отраслевых правовых науках невозможно разрешить без широкого и глубокого знания истории юриспруденции. Особенно заметной становится недооценка современными правоведами развития методологии научного исследования. Использование лишь классических принципов и методов познания, которые сложились несколько веков назад и игнорирование достижений неклассической и постклассической методологии становится недопустимой. В данном курсе особое внимание уделяется истории российской правовой науки.
Важно учитывать связь этого курса с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с теорией и историей государства и права. История юридической науки позволяет понять то, каким образом сложились современные концепции государства и права, а, следовательно, более глубоко их уяснить. Знание истории государства и права поможет обнаружить факт влияния конкретно-исторических условий на представления о государстве и праве.
В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой исторического аспекта развития правовой науки. Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.
Требования к уровню изучения
Магистрант должен показать знание:
- основ науковедения, истории возникновения современной науки и этапы её развития, уяснить три этапы в эволюции методологии научного познания;
- истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем и особенностей традиционной правовой культуры;
- истории зарождения и эволюции римской юриспруденции, специфики стиля мышления римских юристов;
- условий, причин, периодов, методологии и результатов рецепции римского права и римской юриспруденции;
- условий и своеобразия зарождения современной западной правовой науки; проблем преемственности античной и новоевропейской правовой культур; этапы развития и современное состояние западной правовой науки;
- исторических условий зарождения российской правовой культуры и науки и её особенности; этапы развития и современное состояние российской правой науки; проблему деоидеологизации юриспруденции в России, позитивного и негативного влияния заимствования западного правового опыта на российскую правовую науку.