МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания правовых дисциплин
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-3-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 8 6 8 6
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 70 72 70

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания правовых дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель специального курса «Методика преподавания права» состоит в освоении магистрантами теоретических и практических основ преподавания юридических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-12: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-13: способностью управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14: способностью организовывать и проводить педагогические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1:основы профессионального правосознания
ОК-2: основы этики юриста
ПК-12: основы дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: способы и приемы управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: методы организации и проведения педагогических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1:раскрыть основы профессионального правосознания
ОК-2: раскрыть основы этики юриста
ПК-12: использовать основы дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: применять способы и приемы управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: использовать методы организации и проведения педагогических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1:реализации основ профессионального правосознания
ОК-2: реализации основ этики юриста
ПК-12: дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: организации и проведения педагогических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания правовых дисциплин
1.1. Введение Практические 1 0 ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.3
1.2. Введение Сам. работа 1 14 ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л3.3
1.3. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Практические 1 0 ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3
1.4. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Сам. работа 1 6 ПК-13, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.3
1.5. Понятие и виды форм преподавания правоведения Практические 1 0 ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.6. Понятие и виды форм преподавания правоведения Сам. работа 1 6 ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л3.3
1.7. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Практические 1 0 ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.3
1.8. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Сам. работа 1 18 ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.3
1.9. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Практические 1 4 ПК-12, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.1, Л3.3
1.10. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Сам. работа 1 6 ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.11. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Практические 1 2 ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.12. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Сам. работа 1 10 ПК-12, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л3.1, Л3.3
Раздел 2. Зачет
2.1. зачет Зачет 1 4 ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.
Современное состояние отечественного юридического образования.
Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук.
Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.
Значение меж- и внутрипредметных связей.
Общее понятие методики преподавания.
Виды, формы и способы преподавания правоведения.
Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.
Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Практическая направленность юридического образования.
Использование официальных актов в изучении права.
Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.
Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.
Функции лекций.
Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога.
Семинарские и практические занятия.
Виды семинаров.
Структура практических занятий.
Критерии оценки лекций и семинаров.
Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.
Современное состояние отечественного юридического образования.
Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук.
Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.
Значение меж- и внутрипредметных связей.
Общее понятие методики преподавания.
Виды, формы и способы преподавания правоведения.
Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.
Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Практическая направленность юридического образования.
Использование официальных актов в изучении права.
Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.
Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.
Функции лекций.
Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога.
Семинарские и практические занятия.
Виды семинаров.
Структура практических занятий.
Критерии оценки лекций и семинаров.
Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
5.3. Фонд оценочных средств
СМ.: Приложение
Приложения
Приложение 1.   Фос МППД испр зо.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под редакцией В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : М.: Юнити-Дана, 2012
Л2.2 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
Л2.3 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 П. П. Блонский Психология и педагогика. : Избранные труды М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83FF933E-326C-49A7-B41A-8F296386A745
Л3.2 С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под науч. ред. Р. С. Димухаметова Педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7C39B0B0-F167-4984-9DEB-AA0922898199
Л3.3 Подласый, И. П Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C4DC77D7-AE97-4FCC-90C9-213AF6824FC7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э3 Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Э4 МУдл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6452
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.