МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Доказывание и доказательства в гражданском и арбитражном процессе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель Титаренко Елена Петровна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Доказывание и доказательства в гражданском и арбитражном процессе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2020 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение комплексных знаний о механизме и правилах доказывания по гражданским делам, а также видах доказательств в гражданском и арбитражном процессе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, составлять юридические документы
ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПСК-1.9 способностью к анализу и применению судебной практики и судебной статистики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК - 2: Нормативные акты, содержащие виды доказательств, а также правила их собирания и представления в суд; Содержание требований относимости и допустимости доказательств; Правила составления ходатайств об истребовании доказательств.
ПК - 5: Нормативные акты, указывающие на обстоятельства, подлежащие доказыванию, по гражданским делам; Перечень обстоятельств, не подлежащих доказыванию; Порядок применения специальных законов.
ПСК - 1.9: Перечень обстоятельств, не подлежащих доказыванию; Порядок применения специальных законов.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК - 2: Определять предмет доказывания по гражданскому делу; Корректно формулировать вопросы перед экспертом и свидетелем; Структурировано и лаконично давать объяснение по существу заявляемых требований и возражений.
ПК - 5: Определять отрасль права, регулирующую конкретные общественные отношения; Определять перечень, обстоятельств, имеющих правовое значение для дела; Квалифицировать деяния лиц, участвующих в деле.
ПСК - 1.9: Квалифицировать деяния лиц, участвующих в деле.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК - 2: Навыками получения сведений в государственных органах.
ПК - 5: Навыками оформления письменных и вещественных доказательств; Навыками оценки представленных доказательств; Навыками вычленения юридически значисых обстоятельств из объяснений лиц, участвующих в деле; Навыками определения порядка исследования доказательств; Навыками анализа экспертных заключений.
ПСК - 1.9: Навыками определения порядка исследования доказательств; Навыками анализа экспертных заключений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы доказывания в гражданском судопроизводстве
1.1. Относимость доказательств; допустимость доказательств; достоверность доказательств; достаточность доказательств; предмет доказывания в гражданском судопроизводстве; факты, не подлежащие доказыванию; распределение обязанности по доказыванию; виды доказательств; оценка доказательств. Лекции 5 2 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Относимость доказательств; допустимость доказательств; достоверность доказательств; достаточность доказательств; предмет доказывания в гражданском судопроизводстве; факты, не подлежащие доказыванию; распределение обязанности по доказыванию; виды доказательств; оценка доказательств. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Относимость доказательств; допустимость доказательств; достоверность доказательств; достаточность доказательств; предмет доказывания в гражданском судопроизводстве; факты, не подлежащие доказыванию; распределение обязанности по доказыванию; виды доказательств; оценка доказательств. Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Предмет доказывания Понятие предмета доказывания. Классификация фактов, составляющих предмет доказывания. Предмет доказывания и пределы доказывания. Источники формирования предмета доказывания. Роль суда в определении фактов, составляющих предмет доказывания. Факты, не подлежащие доказыванию. Лекции 5 0 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Оценка доказательств Понятие и виды оценки доказательств. Принципы оценки судебных доказательств. Критерии оценки судебных доказательств. Достоверность доказательств. Достаточность доказательств. Оценка доказательств во взаимной связи. Отражение оценки доказательств в судебном решении. Практические 5 2 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Особенности доказывания на различных стадиях гражданского судопроизводства
2.1. Оценка доказательств Понятие и виды оценки доказательств. Принципы оценки судебных доказательств. Критерии оценки судебных доказательств. Достоверность доказательств. Достаточность доказательств. Оценка доказательств во взаимной связи. Отражение оценки доказательств в судебном решении. Лекции 5 0 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Стадии доказывания; выявление и собирание доказательств; судебное поручение; исследование доказательств в суде; доказывание при пересмотре судебных постановлений Практические 5 0 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Стадии доказывания; выявление и собирание доказательств; судебное поручение; исследование доказательств в суде; доказывание при пересмотре судебных постановлений Сам. работа 5 22 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Особенности доказывания по различным категриям гражданских дел
3.1. Дела о признании сделки недействительной; дела о защите прав потребителей; дела о возврате банковского вклада; дела о взыскании задолженности по договорам займа; дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, дела о компенсации морального вреда Практические 5 0 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Дела о признании сделки недействительной; дела о защите прав потребителей; дела о возврате банковского вклада; дела о взыскании задолженности по договорам займа; дела о защите чести, достоинства и деловой репутации, дела о компенсации морального вреда Сам. работа 5 20 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. Зачет
4.1. Зачет Зачет 5 4 ОПК-2, ПК-5, ПСК-1.9 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Указаны в приложении к программе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.В. Ярков. Ярков, В.В. Гражданский процесс [Электронный ресурс] : учебник / В.В. Ярков.: учебник , 2021 Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/58142 — Загл. с экрана.
Л1.2 И.В. Решетникова Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ : Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.А. Фокина Курс доказательственного права: Гражданский процесс. Арбитражный процесс [Электронный ресурс] / под ред. М.А. Фокиной. : учебник , 2021 Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=449275 — Загл. с экрана.
Л2.2 И.В. Решетникова Доказывание в гражданском процессе: Учебно - практическое пособие Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/11ABDA47-47B1-489E-BCEE-1AA1557EDB39
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Арбитражного суда Алтайского края www.altai-krai.arbitr.ru
Э2 Сайт Алтайского краевого суда kraevoy.alt.sudrf.ru
Э3 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader указываем все из этого списка
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оце-нивания представлены выше .
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Если правильных ва-риантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотноше-нии от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по системе зачтено – не зачтено. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях, а также осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практиче-ском занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Практическое задание представляет собой творческое задание, связанное с работой с по-исковыми системами, данными и сведениями, находящимися в открытом доступе. Выполнение задания производится письменно, оценивается преподавателем по четырехбалльной шкале.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетвори-тельно» и выше.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку отве-та студенту дается 15 минут . Зачет проводится в устной форме. После основного ответа препо-давателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: «зачтено» и «не зачтено».