МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Криминалистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.06.01. Юриспруденция
НаправленностьКриминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план40_06_01_Криминалистика-23-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 99
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 99 99 99 99
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Поляков В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.В.

Рабочая программа дисциплины
Криминалистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 05.12.2014г. №1538 )

составлена на основании учебного плана:
40.06.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Давыдов С.И., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение теоретических положений науки криминалистики о закономерностях совершения преступлений и механизме образования их следов, а также о закономерностях механизма их обнаружения, фиксации, изъятия и использования в решении задач уголовного судопроизводства
Задачи изучения дисциплины.
усвоить сущность преступной деятельности и её проявление в следах-последствиях преступлений;
усвоить сущность законной деятельности и её проявление в криминалистическом механизме выявления преступлений, обнаружении и использовании доказательств;
сформировать основные навыки и умение использовать полученные криминалистические знания для повышения эффективности решения профессиональных задач;
воспитать у студентов потребность в повышении знаний в области теории и практики криминалистики, адекватной самооценке своей личности имеющимся теоретическим знаниям и умении расследовать преступления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
ОПК-5 готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
ПК-1 Способность демонстрировать системное понимание в изучении права, мастерство в части умений и методов, используемых в области права
ПК-2 способность планировать, разрабатывать, реализовывать и корректировать комплексный процесс исследования права
ПК-3 способность вносить вклад своими оригинальными исследованиями, заслуживающими публикации на международном и национальном уровне, в расширении границ области изучения права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5:современные образовательные технологии, используемые в рамках преподавания дисциплин конкретной направленности
ПК-1: основные положения отраслевых и специальных юридических наук, сущность и содержание основных категорий и понятий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права.
ПК-2: методология разработки нормативных правовых актов различного уровня; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права.
ПК-3: стадии, методики и порядок подготовки юридических документов.
УК-1: базовых предметов научной специальности; дисциплин (модулей) научной специальности; действующего российского законодательства; современных научных исследований и достижений в междисциплинарных областях; основных методов научноисследовательской деятельности.
УК-2:общенаучных методов исследования; структуры научного знания; современных тенденций и направлений развития истории и философии науки.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5: выбирать современные образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемогоуровня личностного и профессионального развития обучающегося по программам высшего образования.
ПК-1: оперировать юридическими категориями и понятиями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
ПК-2: самостоятельно разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-3: самостоятельно разрабатывать юридические документ.
УК-1: выделять и систематизировать основные идеи в научных текстах; критически оценивать любую поступающую информацию вне зависимости от источника; избегать автоматического применения стандартных формул и приемов при решении задач
УК-2: комплексно анализировать и оценивать современные научные исследования в области истории и философии науки; использовать в познавательной деятельности научные приемы и методы; осуществлять переход от эмпирического к теоретическому уровню анализа в научном исследовании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5: современными образовательными технологиями, методами и средствами обучения.
ПК-1: методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений.
ПК-2: юридической терминологией; навыками и способами разработки нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
ПК-3: навыками подготовки юридических документов.
УК-1: сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования; выбора методов и средств решения задач исследования.
УК-2: владения основами системного подхода к анализу научных проблем, принципами анализа различных концепций истории и философии науки; логико-методологического анализа научного исследования и его результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Науковедческие вопросы криминалистики. Предмет криминалистики, её взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией. Криминалистические характеристики совершения и расследования преступлений.
1.1. Науковедческие вопросы криминалистики. Предмет криминалистики, её взаимосвязь с другими правовыми дисциплинами, а также судебной медициной, судебной психиатрией и психологией. Криминалистические характеристики совершения и расследования преступлений. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Криминальная деятельность и криминалистическая деятельность как объекты изучения криминалистики. Механизм преступления. Специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию.
2.1. Криминальная деятельность и криминалистическая деятельность как объекты изучения криминалистики. Механизм преступления. Специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию. Лекции 3 4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Криминальная деятельность и криминалистическая деятельность как объекты изучения криминалистики. Механизм преступления. Специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию. Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Криминальная деятельность и криминалистическая деятельность как объекты изучения криминалистики. Механизм преступления. Специфические аспекты криминалистического изучения преступной деятельности и деятельности по расследованию. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Методологические основы и методы криминалистики и криминалистической деятельности.
3.1. Методологические основы и методы криминалистики и криминалистической деятельности. Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Методологические основы и методы криминалистики и криминалистической деятельности. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Криминалистическая идентификация и диагностика.
4.1. Криминалистическая идентификация и диагностика. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Моделирование при расследовании преступления.
5.1. Моделирование при расследовании преступления. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Криминалистические версии и обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистическая ситуация.
6.1. Криминалистические версии и обеспечение криминалистической деятельности. Криминалистическая ситуация. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Основы криминалистической профилактики и прогнозирования. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений.
7.1. Основы криминалистической профилактики и прогнозирования. Взаимодействие следователя и оперативных подразделений. Сам. работа 3 8 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Общие положения криминалистической техники. Определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием. Экспертиза, её виды.
8.1. Общие положения криминалистической техники. Определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием. Экспертиза, её виды. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.2. Общие положения криминалистической техники. Определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием. Экспертиза, её виды. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
8.3. Общие положения криминалистической техники. Определение места компьютеров в структуре средств криминалистической техники и методы решения криминалистических задач с их использованием. Экспертиза, её виды. Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Криминалистическая фотография, киносъемка, видео- и звукозапись. Информационная основа расследования.
9.1. Криминалистическая фотография, киносъемка, видео- и звукозапись. Информационная основа расследования. Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
9.2. Криминалистическая фотография, киносъемка, видео- и звукозапись. Информационная основа расследования. Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Криминалистическое исследование следов (трасология)
10.1. Криминалистическое исследование следов (трасология) Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
10.2. Криминалистическое исследование следов (трасология) Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 11. Криминалистическое исследование оружия (судебная баллистика)
11.1. Криминалистическое исследование оружия (судебная баллистика) Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 12. Технико-криминалистическое исследование документов
12.1. Технико-криминалистическое исследование документов Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 13. Криминалистическое исследование почерка и автороведческое исследование документов
13.1. Криминалистическое исследование почерка и автороведческое исследование документов Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
13.2. Криминалистическое исследование почерка и автороведческое исследование документов Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 14. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности
14.1. Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 15. Криминалистические учеты. Информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности.
15.1. Криминалистические учеты. Информационно-справочное обеспечение криминалистической деятельности. Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 16. Криминалистическое исследование холодного оружия, взрывотехника и иное исследование
16.1. Криминалистическое исследование холодного оружия, взрывотехника и иное исследование Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 17. Общие положения криминалистической тактики (криминалистическая тактика)
17.1. Общие положения криминалистической тактики (криминалистическая тактика) Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.2. Общие положения криминалистической тактики (криминалистическая тактика) Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
17.3. Общие положения криминалистической тактики (криминалистическая тактика) Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 18. Тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования
18.1. Тактика осмотра места происшествия, задержания, освидетельствования Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 19. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте
19.1. Тактика следственного эксперимента и проверки показаний на месте Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 20. Тактика проверки показаний на месте
Раздел 21. Тактика обыска и выемки
21.1. Тактика обыска и выемки Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 22. Тактика допроса и очной ставки
22.1. Тактика допроса и очной ставки Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 23. Тактика предъявления для опознания
23.1. Тактика предъявления для опознания Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 24. Использование специальных познаний при расследовании преступлений. Экспертиза, её виды. Методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.)
24.1. Использование специальных познаний при расследовании преступлений. Экспертиза, её виды. Методы криминалистического исследования различных материалов, веществ и следов, не являющихся объектами изучения традиционных криминалистических экспертиз (КЭМВИ, запаховых следов, акустических, звуко- и видеоинформации и др.) Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 25. Общие положения криминалистической методики расследования. Виды методик расследования. Основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям.
25.1. Общие положения криминалистической методики расследования. Виды методик расследования. Основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям. Лекции 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
25.2. Общие положения криминалистической методики расследования. Виды методик расследования. Основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям. Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
25.3. Общие положения криминалистической методики расследования. Виды методик расследования. Основы методик и действий по горячим следам преступлений, по ранее нераскрытым преступлениям. Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 26. Расследование убийств. Методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами. Несовершеннолетними.
26.1. Расследование убийств. Методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами. Несовершеннолетними. Лекции 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.2. Расследование убийств. Методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами. Несовершеннолетними. Практические 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
26.3. Расследование убийств. Методические основы расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами, лицами с психическими аномалиями, иностранными гражданами. Несовершеннолетними. Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 27. Расследование изнасилований
27.1. Расследование изнасилований Практические 3 2 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
27.2. Расследование изнасилований Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 28. Расследование корыстных преступлений в сфере экономики
28.1. Расследование корыстных преступлений в сфере экономики Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 29. Расследование преступных нарушений правил безопасности труда
29.1. Расследование преступных нарушений правил безопасности труда Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 30. Расследование краж, грабежей и разбоев
30.1. Расследование краж, грабежей и разбоев Сам. работа 3 6 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 31. Расследование взяточничества и коррупции
31.1. Расследование взяточничества и коррупции Сам. работа 3 5 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 32. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения
32.1. Расследование преступных нарушений правил безопасности дорожного движения Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 33. Расследование поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности
33.1. Расследование поджогов и преступных нарушений правил противопожарной безопасности Сам. работа 3 0 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 34. Расследование преступных нарушений правил охраны окружающей среды
34.1. Расследование преступных нарушений правил охраны окружающей среды Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 35. Расследование преступлений, связанных с наркотическими средствами
35.1. Расследование преступлений, связанных с наркотическими средствами Сам. работа 3 4 ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, УК-1, УК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Александрова И.В. КРИМИНАЛИСТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Яблоков Н.П. КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Я. Драпкин [и др.] ; отв. ред. Л. Я. Драпкин Криминалистика в 3 ч. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Филиппов А.Г. - отв. ред. ВВЕДЕНИЕ В КРИМИНАЛИСТИКУ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http:// www.scopus.com Электронная база данных «Scopus»
Э2 http://elibrary.ru –Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э3 http://www.asu.ru - Электронно-библиотечная система издательства "Лань","Университетская
Э4 http://elibrary.asu.ru -Электронная библиотечная система АГУ
Э5 www.kremlin.ru - Президент РФ, www.vsrf.ru -Верховный Суд РФ, www.ksrf.ru -Конституционный Суда РФ, www.cdep.ru - Судебного департамента,
Э6 - www.consultant.ru, www.garant, www.genprok.gov.ru.
Э7 http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Э8 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Введение в криминалистику. Криминалистическая техника" portal.edu.asu.ru
Э9 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистика. Криминалистическая тактика" portal.edu.asu.ru
Э10 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Криминалистика. Криминалистическая методика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "Консультант Плюс" Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)
СПС "Гарант" Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
002С кабинет криминалистики (криминалистический полигон) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования; учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест, оборудованный макетами, наглядными пособиями, стендами, схемами, образцами предметов и орудий убийства; проектор; манекен; шкафы для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования в количестве 7 ед.
005С лаборатория судебной фотографии и судебной видеозаписи – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; штатив к фото-видеокамере VELBON – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 1 шт.; фотоадаптер к документ-камере – 1 шт.; фотоаппарат Зенит-ТТЛ – 1 шт.; фотоаппарат Зоркий-10 – 1 шт.; фотоаппарат Киев – 1 шт.; фотоаппарат Коника - 1 шт.; фотоаппарат Смена-6 – 1 шт.; фотоаппарат Смена-символ – 1 шт.; фотоаппарат ФЭД-2 - 1 шт.; фотоаппарат ФЭД-5 – 1 шт.; фотоаппарат Чайка-3 – 1 шт.; фотоаппарат POLAROID – 1 шт.; фотоаппарат Зенит-122 – 1 шт.; фомплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу -1 шт.; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; фотопринтер EPSON P-50 – 1 шт. съемный; стенды; ЖК-телевизор PHILIPS-42 – 1 шт.; фильтр сетевой – 3 шт.
211С лаборатория трасологических исследований – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson модель EB-X14 - 1 единица; монитор: марка ACER модель V233H - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 3 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 4 шт.; прибор для обнаружения и фиксации пылевых следов обуви «ПОС-Т1» - 1 шт.; комплект для выявления следов рук парами йода – 1 шт.; комплект «№2» для выявления следов рук на месте происшествии и дактилоскопированию живых лиц – 32 шт.; лотки с песком для изъятия следов обуви – 2 шт.; плеер LG; экран LIMIEN – 1 шт.; документ-камера AVerMedia – 2 шт. ; МФУ (принтер) HP LaserJet – 1 шт.; верстак – 1 шт.; тиски – 1 шт.; точило -1 шт.; сверлильная установка – 1 шт.; дрель – 1 шт.; лобзик – 1 шт.; пылесос – 1 шт.; штангенциркуль - 16 шт.; комплект для оттисков подошв обуви – 2 шт.; комплект для объемных следов – 1 шт.; комплект химреактивов - 3 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.; съемный стенд – 17 шт.; система звукоусиления - Aver-Vision CP-300
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Криминалистика» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам арбитражного процессуального права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и др. материалов судебной практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники судебной практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом следует уделять постановлениям и определениям Конституционного Суда РФ, Европейского суда по правам человека и постановлениям Пленума Верховного Суда РФ.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.