МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Соглашения в семейном праве
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЧП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 0 2 0
Практические 20 22 20 22
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент Казанцева Александра Ефимовна

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Соглашения в семейном праве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2020 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Е.С. Аничкин, д.ю.н., проф.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Е.С. Аничкин, д.ю.н., проф.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение учебной дисциплины «Соглашения в семейном праве» обусловлено тем, что семья начинается с согласия, потому что брак мужчины и женщины регистрируется только при согласии на это мужчины и женщины, решивших создать семью, зарегистрировав брак. От умения по соглашению решать все вопросы семейной жизни зависит прочность и жизнеспособность любой семьи. Это учитывало и учитывает семейное законодательство, которое предоставляет членам семьи возможность решать возникшие между ними проблемы добровольно, путем совершения соглашений. Поскольку семейных споров возникает множество, то знание этих соглашений, умение подводить спорящих членов семьи к их заключению весьма необходимо выпускникам юридического факультета. Поэтому учебный спецкурс «Соглашения в семейном праве» является одним из необходимых для групп гражданско-правовой специализации.
Основной целью спецкурса является профессиональная подготовка специалистов в сфере семейных отношений, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений семейного права и новейших течений в юридической науке, привитие умений и навыков, необходимых для профессионального совершения юридически значимых действий в соответствии с действующим законодательством с учетом общетеоретических положений и новейших течений в науке жилищного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ПК-3: готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК - 3: Основные положения семейного права, сущность и содержание понятии, категорий и институтов семейного права, правовой статус субъектов семейного права, положения, принципы и семейного права в сфере соглашений в семейном праве, основные дискуссионные вопросы в области соглашений в семейном праве.
ПК - 3: Правовой статус субъектов семейного права. Положения, принципы и семейного права в сфере соглашений в семейном праве.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ок - 3: Оперировать понятиями и категориями семейного права, анализировать юридические факты и порожденные ими семейные отношения, анализировать, толковать и правильно применять нормы семейного права. Правильно составлять и оформлять юридические документы, отстаивать свою точку зрения в дискуссионных вопросах, касающихся соглашений в семейном праве, анализировать содержание соглашений на предмет законности, соблюдения прав и интересов нетрудоспособных, нуждающихся членов семьи.
ПК - 3: Анализировать юридические факты и порожденные ими семейные отношения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Ок - 3: Ведения беседы с членами семьи с целью оказания правовой помощи.
Пк - 3: Семейно-правовой терминологией в области соглашений в семейном праве, навыками работы с правовыми актами, навыками анализа юридических фактов, семейно-правовых норм и семейно-правовых отношений в области соглашений в семейном праве, анализа правоприменительной практики и ее обобщения по отдельным категориям дел, связанных с соглашениями в семейном праве. Правилами применения семейного законодательства для решения правовых проблем и коллизий в области соглашений в семейном праве, принимать необходимые меры защиты прав субъектов семейного права




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Общие положения о соглашениях в праве
1.1. Понятие соглашения и его соотношение с такими понятиями как «договор», «согласие», «взаимное согласие». История появления соглашений в русском и российском семейном праве по: Кодексу законов об органах записи актов гражданского состояния, о браке и семье 1918 г.; Кодексу о брачном, семейном и опекунском праве; Кодексу РСФСР о браке и семье. Лекции 2 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие соглашения и его соотношение с такими понятиями как «договор», «согласие», «взаимное согласие». История появления соглашений в русском и российском семейном праве по: Кодексу законов об органах записи актов гражданского состояния, о браке и семье 1918 г.; Кодексу о брачном, семейном и опекунском праве; Кодексу РСФСР о браке и семье. Практические 2 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие соглашения и его соотношение с такими понятиями как «договор», «согласие», «взаимное согласие». История появления соглашений в русском и российском семейном праве по: Кодексу законов об органах записи актов гражданского состояния, о браке и семье 1918 г.; Кодексу о брачном, семейном и опекунском праве; Кодексу РСФСР о браке и семье. Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. 2.Классификация семейных соглашений и ее правовое значение
2.1. Основание классификации семейных соглашений. Имущественные и личные неимущественные соглашения. Долгосрочные и краткосрочные соглашения в семейном праве. Соглашения, заключаемые супругами; родителями; другими членами семьи. Правовое значение семейных соглашений. Недопустимость порождения семейным соглашением семейных правоотношений. Семейные соглашения как способ определения порядка и способа осуществления членами семьи своих прав и обязанностей. Практические 2 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Основание классификации семейных соглашений. Имущественные и личные неимущественные соглашения. Долгосрочные и краткосрочные соглашения в семейном праве. Соглашения, заключаемые супругами; родителями; другими членами семьи. Правовое значение семейных соглашений. Недопустимость порождения семейным соглашением семейных правоотношений. Семейные соглашения как способ определения порядка и способа осуществления членами семьи своих прав и обязанностей. Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. 3.Форма, порядок заключения и содержание семейных соглашений
3.1. Требования семейного законодательства к форме семейных соглашений. Нотариальное удостоверение некоторых семейных соглашений. Существенные условия семейных соглашений и возможности при их установлении. Ограничения семейных соглашений. Порядок заключения семейных соглашений. Практические 2 2 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Требования семейного законодательства к форме семейных соглашений. Нотариальное удостоверение некоторых семейных соглашений. Существенные условия семейных соглашений и возможности при их установлении. Ограничения семейных соглашений. Порядок заключения семейных соглашений. Сам. работа 2 15 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. 4.Супружеские соглашения
4.1. Брачный договор и его правовое значение. Субъекты, заключающие брачный договор. Содержание брачного договора и установленные ограничения. Срок действия брачного договора. Форма брачного договора. Уведомление кредиторов супругов о заключении, изменении или прекращении брачного договора. Соглашение о разделе имущества супругов. Практические 2 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Брачный договор и его правовое значение. Субъекты, заключающие брачный договор. Содержание брачного договора и установленные ограничения. Срок действия брачного договора. Форма брачного договора. Уведомление кредиторов супругов о заключении, изменении или прекращении брачного договора. Соглашение о разделе имущества супругов. Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Лабораторный практикум
5.1. Супруги Милославские Ольга и Андрей прожили в браке 8 лет. Имеют двоих детей 4 и 6 лет. За время брака приобретено следующее имущество: 1. 2 года назад приватизирована квартира з-х комнатная квартира; 2. 1 год назад куплена 2-хкомнатная квартира; 3. Дачный участок с домиком; 4. 2 транспортных средства; 5. Предметы обычной домашней обстановки. 6. Вклад в банке, оформленный на имя супруга. Составьте проект брачного договора, соглашения о разделе имущества. Недостающие данные восполните по своему усмотрению. Практические 2 2
Раздел 6. 5.Родительские соглашения
6.1. Соглашение об имени и фамилии ребенка. Соглашение о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка и его осуществление. Соглашение об уплате алиментов и его значение. Лица, имеющие право заключать соглашение об уплате алиментов. Форма и содержание соглашения об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов, заключаемое другими членами семьи и его особенности по сравнению с соглашением по уплате алиментов на несовершеннолетних детей Практические 2 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Соглашение об имени и фамилии ребенка. Соглашение о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей. Соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка и его осуществление. Соглашение об уплате алиментов и его значение. Лица, имеющие право заключать соглашение об уплате алиментов. Форма и содержание соглашения об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов, заключаемое другими членами семьи и его особенности по сравнению с соглашением по уплате алиментов на несовершеннолетних детей Сам. работа 2 14 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. 6.Изменение и прекращение семейных соглашений
7.1. Семейный кодекс об основаниях и порядке изменения и прекращения семейных соглашений. Прекращение семейных соглашений по объективным причинам и по соглашению сторон. Возможность изменения или прекращения семейных соглашений по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для изменения и прекращения гражданских договоров. Последствия изменения прекращения семейных соглашений. Практические 2 4 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Семейный кодекс об основаниях и порядке изменения и прекращения семейных соглашений. Прекращение семейных соглашений по объективным причинам и по соглашению сторон. Возможность изменения или прекращения семейных соглашений по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для изменения и прекращения гражданских договоров. Последствия изменения прекращения семейных соглашений. Сам. работа 2 11 ОК-3, ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету

1. Сфера применения соглашения, договора, согласия.
2. Понятие семейного соглашения. Виды семейных соглашений.
3. Особенности семейных соглашений, их количество.
4. Виды супружеских соглашений. Характеристика соглашения о разделе имущества супругов.
5. Понятие брачного договора.
6. Порядок заключения брачного договора и его содержание.
7. Изменение и прекращение брачного договора.
8. Общая характеристика родительских соглашений.
9. Соглашение об имени ребенка и о его месте жительства при раздельном проживании родителей.
10. Соглашение об осуществлении отдельно проживающим родителем своих прав.
11. Понятие и значение алиментных соглашений.
12. Виды и субъекты алиментных соглашений
13 Алиментное соглашение родителей и детей.
14. Алиментное соглашение супругов и бывших супругов.
15. Алиментное соглашение других членов семьи.
16.Общие основания прекращения алиментных соглашений.
17. Специальные основания изменения и прекращения алиментных соглашений.
18. Порядок и последствия прекращения алиментного соглашения.
19. Основания недействительности семейных соглашений.
20. Порядок признания семейного соглашения недействительным и его последствия.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Нечаева. Нечаева, А. М. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / А. М. Нечаева. — 8-е изд., пер. и доп. : учебник ЮРАЙТ, 2018 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/513808FA-0FBB-4AA8-8341-E1A413D5CD2C - Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Л. Корнеева. Корнеева, И. Л. Семейное право [Электронный ресурс] : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., пер. и доп.: учебник , 2018 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/CEA09C75-79F2-4DD3-93A0-133D8683210F - Загл. с экрана.
Л2.2 Ю.Ф. Беспалов, О.А. Егорова, О.Ю. Ильина. Семейное право[Электронный ресурс] : учебник / ред. Ю.Ф. Беспалов, О.А. Егорова, О.Ю. Ильина. - 2-е изд., перераб. и доп. — : учебник , 2018 Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/EAD9B27A-8063-4A4B-9755-AFC0C668F187
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
Э4 Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
Э5 Справочно-правовая система «Гарант»
Э6 Курс в МУДЛ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3327
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ) http://www.consultant.ru/
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных Scopus (https://www.scopus.com/)
2. Электронная библиотечная система АлтГУ (https://elibrary. asu.ru/)
3. Научная электронная библиотека elibrary (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по системе зачтено – не зачтено.
Решение задач проводится на семинарских занятиях, а также осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут . Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.