МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая экономика и международные экономические отношения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_04_ГМУ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.э.н., доцент, Мищенко И.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Мировая экономика и международные экономические отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Д.э.н.проф. В.В. Мищенко

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 25.05.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Д.э.н.проф. В.В. Мищенко

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений студентов о теоретических основах функционирования современной международной экономики, приобретение навыков использования теоретических моделей для анализа процессов,протекающих в экономиках открытого типа, выявление роли международныхэкономических организаций в развитии современной экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-1: умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории международной торговли;показатели социально-экономического развития стран;
алгоритм оценки уровня развития экономики стран ( экономические циклы);
Методы сбора информации из различных источников
Методику разработки и исполнения управленческих решений
Инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения

3.2.Уметь:
3.2.1.развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования;
самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения
уметь решать нестандартные задачи, иметь навыки прогнозирования экономических процессов в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений;
умением определять приоритеты профессиональной деятельности
разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков
применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами системного анализа;
работой с литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками
методами исследования конъюнктуры мирового рынка
владеть необходимыми знаниями во внешнеторговой, валютно-кредитной и финансовых сферах как на национальном, так и на международном уровнях;
Навыками принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска
Инструментами и технологиями регулирующего воздействия при реализации управленческого решения




4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущьность мировой экономики. основные тенденции развития современной мировой экономики
1.1. Мировая экономика как система Лекции 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Мировая экономика как система Практические 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мировая экономика как система Сам. работа 1 16 ОК-3, ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Тенденции развития мировой экономики Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Классификация стран в мировой экономике Лекции 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Классификация стран в мировой экономике Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Классификация стран в мировой экономике Практические 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Международное разделение труда как материальная основа мирового хозяйства Сам. работа 1 16 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Валютный и финансовый рынки Сам. работа 1 12 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Международная торговля Сам. работа 1 11 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Международное движение капитала Практические 1 2 ОК-3, ПК-1 Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Международное движение капитала Сам. работа 1 15 ОК-3, ПК-1 Л3.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Междунарордная торговля
Раздел 3. Международная миграция капитала
Раздел 4. Валютный и финансовый рынки

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляков В.В., Смирнов Е.Н., Щенин Р.К. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/13E2E98E-1402-497C-8772-12E2A83222F9
Л1.2 Погорлецкий А.И. - Отв. ред., Сутырин С.Ф. - Отв. ред. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD61AC44-8D33-413E-A973-CBFE1E788D7A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. В. Поляков, Р. К. Щенин, Е. Н. Смирнов Мировая экономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/mirovaya-ekonomika-413759
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Каплинская И.Е. Международная экономика.Тесты, задачи, упражнения.: АлтГУ, 2009
Л3.2 Каплинская И.Е. Международная экономческая интеграция: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/608
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз – http: //europa.eu.int
Э4 Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Э5 Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Э6 Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Э7 Курс в Moodle «Мировая экономика и международные экономические отношения» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Мировой банк – http: // www.world-bank.org
Международная организация труда –http: //www.ilo.org
Европейский союз – http: //europa.eu.int
Всемирная торговая организация- http: //www.wto.org
Организация экономического сотрудничества и развития- http: // www.oecd.org
Международный валютный фонд- http: //www.imf.org
Курс в системе Moodle "Мировая экономика и МЭО" : https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3207

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации при работе над конспектом лекций во время проведения лекции.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
В ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.


Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы

Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Студентам рекомендуется получить в Библиотечно-информа¬ционном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.