МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 78
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20 40 40
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 39 39 39 39 78 78
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доцент, Шахмаева Ирина Николаевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте» является формирование у студентов системы знаний о психологических механизмах развития психических функций у детей и подростков с различными отклонениями в развитии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: способностью обрабатывать и анализировать данные психодиагностического обследования пациента, формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, информировать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) о результатах диагностики и предлагаемых рекомендациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психологии аномального развития;
-основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития.
- закономерности созревания разных отделов мозга и их взаимосвязь с формированием ВПФ;
3.2.Уметь:
3.2.1.-описывать результаты психодиагностического обследования;
- на основании полученных при психологическом обследовании данных, составлять психологическое заключение;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
-навыками взаимодействия со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза. Основные направления исследований. Место и роль в системе психологии, медицины и педагогики.
1.1. Закономерности аномального развития Лекции 5 2 ПК-4 Л1.1
1.2. Теоретические и методологические проблемы психологии дизонтогенеза. Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
1.3. Ведущие факторы, обусловливающие возникновение нарушений развития. Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
1.4. Закономерности аномального развития Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
1.5. Роль и место психологии аномального развития в психологии, педагогике и медицине. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.1
Раздел 2. Основные патопсихологические синдромы у детей и подростков с психическим недоразвитием и задержкой психического развития.
2.1. Классификации видов психического недоразвития. Лекции 5 4 ПК-4 Л1.1
2.2. Особенности гностических, эмоционально-волевых процессов и личности у детей и подростков с психическим недоразвитием. Лекции 5 4 ПК-4 Л1.1
2.3. Клинические и клинико-психологические классификации задержки психического развития (ЗПР). Лекции 5 4 ПК-4 Л1.1
2.4. Классификация видов психического недоравзития Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
2.5. Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей и подростков с психическим недоразвитием. Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
2.6. Особенности развития детей с синдромом Дауна, Вильямса и другими генетическими нарушениями. Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
2.7. Особенности развития детей с умственной отсталостью с синдромом Дауна и другими генетеческими нарушениями Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.1
2.8. Характеристика факторов, обусловливающих возникновение умственной отсталости и задержки психического развития. Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.1
2.9. Клинические и клинико-психологические классификации задержки психического развития (ЗПР). Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
2.10. Особенности психического развития детей и подростков с различными формами ЗПР (конституциональная, соматогенная, психогенная формы и церебрально-органического генеза.) Практические 5 2 ПК-4 Л1.1
2.11. Особенности развития познавательной сферы детей с задержкой психического развития Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
2.12. Особенности отношения родителей к детям с нарушением умственного развития Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.1
Раздел 3. Патопсихологические синдромы при поврежденном развитии.
3.1. Проблема распада психических функций в детском и подростковом возрасте. Лекции 5 4 ПК-4 Л1.1
3.2. Клинико-психологические особенности нарушений психических функций вследствие менингитов, менингоэнцефалитов, травмах головного мозга, эпилепсии и ревматических заболеваний. Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
3.3. Церебростенические, церебро-апатические синдромы и их клинико-психологические характеристики. Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
3.4. Клинико-психологические особенности нарушений психических функций вследствие перенесенных псиотравмирующих событий. Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
3.5. Особенности развития детей в условиях хронического стресса Сам. работа 5 6 ПК-4 Л1.1
3.6. Особенности развития детей с эпилепсией. Сам. работа 5 5 ПК-4 Л1.1
Раздел 4. Патопсихологические синдромы при дефицитарном развитии.
4.1. Психологическая характеристика детей с повреждением отдельных анализаторных систем (слух, зрение) Лекции 5 2 ПК-4 Л1.1
4.2. Особенности развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Лекции 6 4 ПК-4 Л1.1
4.3. Особенности развития познавательной сферы и личности детей с нарушением слуха. Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
4.4. Особенности развития познавательной сферы и личности детей и подростков с нарушением зрения. Практические 5 1 ПК-4 Л1.1
4.5. Особенности развития познавательной сферы и личности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и речи. Практические 6 4 ПК-4 Л1.1
4.6. Ососбенности взаимодействия родителей и ребенка с дефицитарным развитием. Сам. работа 6 8 ПК-4 Л1.1
4.7. Развитие познавательной и эмоциональной сферы слепоглухого ребенка. Сам. работа 5 2 ПК-4 Л1.1
4.8. Особенности развития детей с врожденными нарушениями зрения, слуха. Сам. работа 5 1 ПК-4 Л1.1
4.9. Организация образа жизни ребенка с дефицитарным развитием. Сам. работа 5 1 ПК-4 Л1.1
Раздел 5. Патопсихологические синдромы у детей и подростков при искаженном и дисгармоничном развитии.
5.1. Особенности развития детей и подростков с искаженным развитием Лекции 6 6 ПК-4 Л1.1
5.2. Особенности развития детей с дисгармоничным развитием Лекции 6 4 ПК-4 Л1.1
5.3. Клинико-психологические особенности ребенка с нарушениями поведения Лекции 6 4 ПК-4 Л1.1
5.4. Особенности развития ребенка с эмоциональными нарушениями Лекции 6 2 ПК-4 Л1.1
5.5. История развития представлений о раннем детском аутизме. Сам. работа 6 8 ПК-4 Л1.1
5.6. Особенности развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с РДА. Практические 6 6 ПК-4 Л1.1
5.7. Особенности развития эмоциональной сферы и бытовых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста с РДА. Практические 6 4 ПК-4 Л1.1
5.8. Особенности развития познавательной сферы подростков с РДА. Практические 6 2 ПК-4 Л1.1
5.9. Особенности развития эмоциональной сферы и бытовых навыков у подростков с РДА. Сам. работа 6 9 ПК-4 Л1.1
5.10. Теоретические подходы к исследованию детей с дисгармоничным развитием. Практические 6 2 ПК-4 Л1.1
5.11. Клинико-психологические особенности детей с дисгармоничным развитием Практические 6 2 ПК-4 Л1.1
5.12. Клинико-психологические особенности детей и подростков с эмоциональными нарушениями. Сам. работа 6 7 ПК-4 Л1.1
5.13. Клинико-психологические особенности детей и подростков с нарушениями поведения. Практические 6 2 ПК-4 Л1.1
5.14. Основные направления коррекционной работы с детьми и подростками с нарушением поведения. Сам. работа 6 7 ПК-4 Л1.1
5.15. Экзамен Экзамен 6 27 ПК-4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1) Понятие дизонтогенеза. Этиологические факторы дизонтогенеза (биологические, социальлно-психологические)
2) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В, Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
3) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза.
4) Развитие представлений об умственной отсталости.
5) Общая характеристика умственной отсталости: этиология, степени, особенности развития.
6) Варианты и формы тотального недоразвития по Семаго.
7) Развитие познавательной сферы при тотальном недоразвитии.
8) Задержанное психическое развитие. Классификация Певзнер М.С., Лебединской К.С., Семаго и др.
9) Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с ЗПР.
10) Нарушения речи (задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, дизартрия и др.)
11) Общая характеристика гиперкинетического расстройства. Диагностические критерии
12) Синдром Туретта: этиология, основные проявления.
13) Искаженное развитие: этиология, общая характеристика.
14) Ранний детский аутизм: причины и клиническая картина.
15) Классификация раннего детского аутизма (Лебединская К.С., Никольская О.С.)
16) Детская шизофрения: этиология, клинические проявления.
17) Дисгармоничное развитие: определение, виды, общая характеристика.
18) Расстройство поведения: этиология, клинические проявления.
19) Генерализованное тревожное расстройство: причины возникновения, клинические проявления.
20) Обсессивно-компульсивное расстройство: причины возникновения, клинические проявления.
21) Поврежденное развитие: характеристика, виды.
22) Развитие после органического повреждения ЦНС. Характеристика, виды.
23) Развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы. Характеристика, виды психотравмирующих ситуаций.
24) Нарушение слуха: этиология, классификации.
25) Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха.
26) Нарушение зрения: этиология, классификации.
27) Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
28) Детский церебральный паралич (ДЦП): этиология, классификации.
29) Особенности развития познавательной и эмоциональной сферы детей с ДЦП.
30) Нарушения сна: виды, причины.
31) Расстройства, связанные с освобождением организма: энурез.
32) Расстройства, связанные с освобождением организма энкопрез.
33) Расстройства питания у детей: ожирение.
34) Элективный мутизм: этиология, общая характеристика.
35) Жестокое обращение с детьми
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Подготовка детей с интеллектуальными нарушениями к школьному обучению.
2. Воспитание детей дошкольного возраста со сниженным слухом.
3. Полисенсорное воспитание детей с сенсорными нарушениями.
4. Значение игровой деятельности в преодолении речевого недоразвития.
5. Формирование готовности к школе детей с эмоциональными расстройствами.
6. Особенности формирования личности детей с ЗПР.
7. Психолого-педагогическое изучение детей с ограниченными возможностями.
8. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с детьми с интеллектуальными нарушениями.
9. Трудности обучения детей с отклонениями в развитии.
10. Отбор оптимальных методов и приёмов, соответствующих отклонению в развитии.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития.
12. Проблемы психологической адаптации детей с ограниченными возможностями.
13. Развитие ребенка с последствиями гидроцефалии.
14. Развитие ребенка с последствиями менингита.
15. Направления коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
16. Нарушения питания в детском возрасте.
17. Расстройства привязанности в детском возрасте.
18. Влияние депривации на развитие ребенка.
19. Особенности отношения матерей к нарушениям развития.
20. Особенности семей, воспитывающих ребенка с аномалиями развития.
21. Слепоглухие дети: особенности развития.
22. Жестокое обращение с детьми.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Речицкая Е. Г., Гущина Т. К. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА) 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B86B78E8-25FA-4344-8B75-33490D02325A
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 ссылка https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4662
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.