Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения |
Специализация | Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z44_05_01_ПиПДП-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 125 | 125 | 125 | 125 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.
1.1. | Приобретение и систематизация знаний о девиантном родительстве, но ирассмотрение привычных «традиционных» форм родительства в рамках социокультурных и правовых норм. Курс предполагает формирование представлений студентов о таких формах девиантного родительства как юное материнство, отказничество, ассоциальная многодетность и др. дает возможность овладеть теоретической базой и сформировать целостное представление о методах работы по профилактике девиантного родительства. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-9 | способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением |
ПК-10 | способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях |
ПК-11 | способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
ПК-12 | способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
ПСК-4.4 | способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения |
ПСК-4.5 | способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением |
ПСК-4.6 | готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Понятие, виды и формы, причины "девиантного родительства" Психологические особенности детей, подвергающихся противоправным действиям Психологические особенности взрослых способных совершать противоправные действия в отношении детей. Причины и условия способствующие безнадзорности и беспризорности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять факторы риска возникновения девиантного родительства Установить доверительный контакт с ребенком для выявления совершения противоправных действий взрослых. Оценивать риски безнадзорности и беспризорности в работе с семьей и ребенком |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Техниками профилактики девиантного родительства Методами диагностики повыявлению лиц совершающих противоправные действия в отношении детей Техниками и методами способствующими профилактике безнадзорности и беспризорности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психология девиантного родительства | ||||||
1.1. | Изучение материнства и отцовства в психологии | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Общая характеристика девиантного родительства | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Семейные факторы формирования родительского отношения: влияние прародительской и собственной семьи | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Предпосылки формирования девиантного родительства: социальные, семейные, личностные факторы | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Методы диагностики и формирования психологической готовности к родительству | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Диагностика семьи и семейного воспитания | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Диагностика семьи и семейного воспитания | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Личностные особенности женщин, отказавшихся от новорожденных детей | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Специфика кризиса отказа от ребенка | Практические | 5 | 1 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-9, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Отечественный и зарубежный опыт работы с женщинами отказавшимися от ребенка | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-9, ПК-11, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Юное материнство и отцовство | Лекции | 5 | 0 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Психологическое сопровождение юных родителей и прародителей | Практические | 5 | 0 | ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Профилактика юнного родительства | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.16. | Суррогатное материнство как форма девиантного родительства | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.17. | Профилактика сурогатного родительства | Практические | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.18. | Асоциальная многодетность | Лекции | 5 | 1 | ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.19. | Многодетность социальная помощь, психологическая поддержка. | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.20. | Причины и последствия многодетности | Практические | 5 | 0 | ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.21. | Психологическое сопровождение девиантного родительства | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
1.22. | Жестокое обращение с ребенком как форма девиантного родительства | Лекции | 5 | 0 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.23. | Психологическая диагностика жестокого обращения | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.24. | Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.25. | Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. | Сам. работа | 5 | 13 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.26. | Психологическая профилактика жестого обращения в семье | Лекции | 5 | 0 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
1.27. | Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
1.28. | Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.29. | Алкоголизированная семья | Лекции | 5 | 0 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1 |
1.30. | Беспризорность и безнадзорность как последствия жизни в алкогольной семье | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-11, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.31. | Беспризорность и безнадзорность как психологические категории | Практические | 5 | 1 | ПК-9, ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
1.32. | Профилактика воспроизводства девиантного родительства | Лекции | 5 | 0 | ПК-9, ПК-11, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.33. | Профилактика воспроизводства девиантного родительства | Практические | 5 | 0 | ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 | Л1.1, Л2.1 |
1.34. | Профилактика воспроизводства девиантного родительства | Сам. работа | 5 | 12 | ПК-11, ПСК-4.5 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев | Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров | Юрайт, 2014 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В. Ю. Меновщиков | Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] | Смысл, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru/ http://e.lanbook.com |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |