МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология девиантного родительства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Канд.психол.н., доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология девиантного родительства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение и систематизация знаний о девиантном родительстве, но ирассмотрение привычных «традиционных» форм родительства в рамках социокультурных и правовых норм. Курс предполагает формирование представлений студентов о таких формах девиантного родительства как юное материнство, отказничество, ассоциальная многодетность и др. дает возможность овладеть теоретической базой и сформировать целостное представление о методах работы по профилактике девиантного родительства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением
ПК-10 способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях
ПК-11 способностью осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
ПК-12 способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи
ПСК-4.4 способность проводить психологическое просвещение специалистов смежных профилей, а так же других лиц, участвующих в процессе сопровождения
ПСК-4.5 способность оказывать индивидуальную и групповую психологическую помощь детям и подросткам с девиантным поведением
ПСК-4.6 готовность разрабатывать и реализовывать программы профилактической работы по предотвращению девиантного поведения молодежи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие, виды и формы, причины "девиантного родительства"
Психологические особенности детей, подвергающихся противоправным действиям
Психологические особенности взрослых способных совершать противоправные действия в отношении детей.
Причины и условия способствующие безнадзорности и беспризорности
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять факторы риска возникновения девиантного родительства
Установить доверительный контакт с ребенком для выявления совершения противоправных действий взрослых.
Оценивать риски безнадзорности и беспризорности в работе с семьей и ребенком
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Техниками профилактики девиантного родительства
Методами диагностики повыявлению лиц совершающих противоправные действия в отношении детей
Техниками и методами способствующими профилактике безнадзорности и беспризорности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология девиантного родительства
1.1. Изучение материнства и отцовства в психологии Лекции 5 0 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.2. Общая характеристика девиантного родительства Лекции 5 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.3. Семейные факторы формирования родительского отношения: влияние прародительской и собственной семьи Практические 5 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.4. Предпосылки формирования девиантного родительства: социальные, семейные, личностные факторы Сам. работа 5 12 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.5. Методы диагностики и формирования психологической готовности к родительству Лекции 5 0 ПК-9, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.6. Диагностика семьи и семейного воспитания Практические 5 1 ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.7. Диагностика семьи и семейного воспитания Сам. работа 5 12 ПК-11, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.8. Личностные особенности женщин, отказавшихся от новорожденных детей Лекции 5 0 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.9. Специфика кризиса отказа от ребенка Практические 5 1 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.10. Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам Практические 5 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.11. Психологическая помощь и поддержка женщинам-отказницам Сам. работа 5 12 ПК-9, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.12. Отечественный и зарубежный опыт работы с женщинами отказавшимися от ребенка Сам. работа 5 12 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.13. Юное материнство и отцовство Лекции 5 0 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.14. Психологическое сопровождение юных родителей и прародителей Практические 5 0 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.15. Профилактика юнного родительства Сам. работа 5 12 ПК-11, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.16. Суррогатное материнство как форма девиантного родительства Лекции 5 0 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.17. Профилактика сурогатного родительства Практические 5 0 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.18. Асоциальная многодетность Лекции 5 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.19. Многодетность социальная помощь, психологическая поддержка. Сам. работа 5 12 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.20. Причины и последствия многодетности Практические 5 0 ПК-11, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.21. Психологическое сопровождение девиантного родительства Лекции 5 0 ПК-9, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.22. Жестокое обращение с ребенком как форма девиантного родительства Лекции 5 0 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.23. Психологическая диагностика жестокого обращения Практические 5 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.24. Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. Практические 5 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.25. Насилие в отношении детей: виды, причины, последствия. Сам. работа 5 13 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.26. Психологическая профилактика жестого обращения в семье Лекции 5 0 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.27. Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье Практические 5 1 ПК-9, ПК-12, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1
1.28. Технологии и методики профилактики жестокого обращения в семье Сам. работа 5 12 ПК-12, ПСК-4.5, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.29. Алкоголизированная семья Лекции 5 0 ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.30. Беспризорность и безнадзорность как последствия жизни в алкогольной семье Сам. работа 5 16 ПК-11, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.31. Беспризорность и безнадзорность как психологические категории Практические 5 1 ПК-9, ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.32. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Лекции 5 0 ПК-9, ПК-11, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.33. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Практические 5 0 ПК-11, ПК-12, ПСК-4.6 Л1.1, Л2.1
1.34. Профилактика воспроизводства девиантного родительства Сам. работа 5 12 ПК-11, ПСК-4.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учеб. для бакалавров Юрайт, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Ю. Меновщиков Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями: [учеб. -метод. пособие] Смысл, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru/
http://e.lanbook.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.