МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Грубенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 21.05.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом» – обеспечить студентов – магистрантов знаниями о предпосылках возникновения, основных этапах деятельности, современном состоянии музеев под открытым небом и экомузеев, как динамично развивающихся категорий музейных учреждений, обеспечивающих сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПК-1 Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания
ПК-2 Способность к применению междисциплинарных подходов при изучении предметов и объектов наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– историю возникновения и развития отечественных и зарубежных музеев под открытым небом;
– механизмы межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе, принципы соотношения общемировых и национальных культурных процессов;
– направления деятельности экомузеев, как национально-культурных, научно-образовательных и природно-рекреационных центров по сохранению наследия местного населения
3.2.Уметь:
3.2.1.– адекватно оценивать межкультурные диалоги в современном обществе;

– анализировать научные концепции и функции музеев под открытым небом и экомузеев на фоне мирового музейного опыта;

– применять полученные при овладении дисциплиной знания о принципах и методах охраны историко-культурного и природного наследия в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками межкультурного взаимодействияс учетом разнообразия культур;

– навыками по разработке различных форм работы с музейной аудиторией;

– навыками проектирования перспективных видов музеев под открытым небом, экомузеев, применяя известные методы и модели

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История формирования зарубежных и отечественных музеев под открытым небом
1.1. Введение. Цель и задачи курса. Музеи под открытым небом конца XIX - начала XX в.: история возникновения и особенности концепции Лекции 1 4 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2
1.4. Первые музеи под открытым небов в России Лекции 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Первые музеи под открытым небов в России Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Основные группы современных музеев под открытым небом
2.1. Современные отечественные музеи под открытым небом Лекции 1 4 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Современные отечественные музеи под открытым небом Сам. работа 1 4 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Музеи деревянного зодчества Сам. работа 1 2 УК-5, ПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Музеи деревянного зодчества Практические 1 2 УК-5, ПК-1 Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.5. Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей-заповедник "Василёво" Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.8. Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей-заповедник "Василёво" Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
2.9. Комплексные музеи-заповедники под открытым небом Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Комплексные музеи-заповедники под открытым небом Практические 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Зарубежный и отечественный опыт создания экомузеев как разновидности музеев под открытым небом
3.1. Экомузей как новый тип музейного учреждения Лекции 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1
3.2. Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1
3.3. Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1
3.4. Опыт создания и функционирования экомузеев и музеев под открытым небом в государствах Северной и Южной Америки Сам. работа 1 6 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л2.3, Л1.1
3.5. Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири Сам. работа 1 8 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1
3.6. Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
3.7. Изучение методических рекомендаций, принципов создания экомузеев и музеев под открытым небом. Сбор материалов. Разработка проекта создания музея под открытым небом (экомузея) на территории Алтая (Сибири). Подготовка доклада и презентации. Сам. работа 1 22 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2
3.8. Перспективные проекты создания экомузеев и музеев под открытым небом на территории Алтая (Сибири) Практические 1 2 УК-5, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к зачетному занятию

1. Музеи под открытым небом конца XIX-XX в.: история возникновения и особенности концепции.

2. История создания отечественных музеев под открытым небом.

3. Подходы к классификации музеев под открытым небом.

4. Музеи деревянного зодчества под открытым небом.

5. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»: история создания и особенности функционирования.

6. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник: история формирования, современное состояние и перспективы развития.

7. Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»: особенности экспозиции; основные направления деятельности.

8. История создания историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» и характеристика его объектов.

9. Современные направления деятельности и перспективы развития историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».

10. Опыт деятельности архиетктурно-этнографического музея-заповедника «Василево».

11 Соловецкий государственный историко-культурный и природный музей заповедник: история создания и особенности современного функционирования.

12. История формирования и современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи».

13. Экомузеи Франции (Ле-Крезо, От-Эльзас, Унгерсхайм, Сен-Кантен, Маркез, Ренна). История создания и опыт деятельности.

14. Экомузеи Португалии (Муниципальный музей Сейшала, Монти-Ридонду, в Мертуле). Опыт организации и функционирования.

15. Опыт деятельности музеев под открытым небом за рубежом.

16. Этнографический музей под открытым небом «Торум - Маа».

17. Опыт создания экомузеев Притомья («Чолкой», «Тазгол», «Калмаки»).

18. История создания экомузея-заповедника «Тюльберский городок».

19. Основные направления деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок».

20. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»: история создания.

21. Основные направления современной деятельности и дальнейшие перспективы развития архитектурно-этнографического музея «Тальцы».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ
1. Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений
2. Историко-этнографические музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей "Василёво"
3. Комплексные музеи-заповедники под открытым небом
4. Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев и музеев под открытым небом
5. Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири

Тема реферата
1. Опыт создания и функционирования экомузеев и музеев под открытым небом на территории Северной и Южной Америки
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Формирование архитектурно-этнографического музея «Тальцы» началось в … году:
a. 1969
b. 1966
c. 1974

В состав «Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» входят:
a. Приказные и Полковничьи палаты
b. церковь Спаса-Преображения
c. дьяковская стоянка первобытного человека

Укажите полное название музея-заповедника, в состав которого входит запечатленный объект



Ответ:

Полный перечень тестовых заданий представлен в итоговом тесте по дисциплине, размещенном в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=73927

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глушкова П.В., Кимеев В.М. Музеи под открытым небом: учебное пособие , Кемеров. гос. ин-т культуры biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Этнографические музеи России: учебное пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Севан О. Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества: Прогресс традиция, 2011 biblioclub.ru
Л2.3 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей-заповедник "Прохоровское поле" www.prohorovskoe-pole.ru
Э2 Музей-заповедник "Бородинское поле" www.borodino.ru
Э3 Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" www.shush.u
Э4 Государственный музей-заповедник "Куликово поле" www.kulpole.ru
Э5 Васелёво (усадьба) ru.wikipedia.org
Э6 «Музеи России» — информационный портал www.museum.ru
Э7 История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
«Музеи России» — информационный портал http://www.museum.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1057
В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД.
ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее 50 баллов. Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором.
К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30.
К зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут.