Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Историко-культурное наследие: изучение, сохранение и использование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 51_04_04 МООКПН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель дисциплины «История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом» – обеспечить студентов – магистрантов знаниями о предпосылках возникновения, основных этапах деятельности, современном состоянии музеев под открытым небом и экомузеев, как динамично развивающихся категорий музейных учреждений, обеспечивающих сохранение и развитие историко-культурного и природного наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-5 | Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия |
ПК-1 | Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания |
ПК-2 | Способность к применению междисциплинарных подходов при изучении предметов и объектов наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – историю возникновения и развития отечественных и зарубежных музеев под открытым небом; – механизмы межкультурного взаимодействия в обществе на современном этапе, принципы соотношения общемировых и национальных культурных процессов; – направления деятельности экомузеев, как национально-культурных, научно-образовательных и природно-рекреационных центров по сохранению наследия местного населения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – адекватно оценивать межкультурные диалоги в современном обществе; – анализировать научные концепции и функции музеев под открытым небом и экомузеев на фоне мирового музейного опыта; – применять полученные при овладении дисциплиной знания о принципах и методах охраны историко-культурного и природного наследия в профессиональной деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками межкультурного взаимодействияс учетом разнообразия культур; – навыками по разработке различных форм работы с музейной аудиторией; – навыками проектирования перспективных видов музеев под открытым небом, экомузеев, применяя известные методы и модели |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История формирования зарубежных и отечественных музеев под открытым небом | ||||||
1.1. | Введение. Цель и задачи курса. Музеи под открытым небом конца XIX - начала XX в.: история возникновения и особенности концепции | Лекции | 1 | 4 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Опыт деятельности зарубежных музеев под открытым небом | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | |
1.4. | Первые музеи под открытым небов в России | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Первые музеи под открытым небов в России | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Основные группы современных музеев под открытым небом | ||||||
2.1. | Современные отечественные музеи под открытым небом | Лекции | 1 | 4 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Современные отечественные музеи под открытым небом | Сам. работа | 1 | 4 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Музеи деревянного зодчества | Сам. работа | 1 | 2 | УК-5, ПК-1 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Музеи деревянного зодчества | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1 | Л2.3, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей-заповедник "Василёво" | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей-заповедник "Василёво" | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Комплексные музеи-заповедники под открытым небом | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Комплексные музеи-заповедники под открытым небом | Практические | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Зарубежный и отечественный опыт создания экомузеев как разновидности музеев под открытым небом | ||||||
3.1. | Экомузей как новый тип музейного учреждения | Лекции | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Опыт создания и функционирования экомузеев и музеев под открытым небом в государствах Северной и Южной Америки | Сам. работа | 1 | 6 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л2.3, Л1.1 |
3.5. | Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири | Сам. работа | 1 | 8 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
3.6. | Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Изучение методических рекомендаций, принципов создания экомузеев и музеев под открытым небом. Сбор материалов. Разработка проекта создания музея под открытым небом (экомузея) на территории Алтая (Сибири). Подготовка доклада и презентации. | Сам. работа | 1 | 22 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Перспективные проекты создания экомузеев и музеев под открытым небом на территории Алтая (Сибири) | Практические | 1 | 2 | УК-5, ПК-1, ПК-2 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы к зачетному занятию 1. Музеи под открытым небом конца XIX-XX в.: история возникновения и особенности концепции. 2. История создания отечественных музеев под открытым небом. 3. Подходы к классификации музеев под открытым небом. 4. Музеи деревянного зодчества под открытым небом. 5. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»: история создания и особенности функционирования. 6. Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник: история формирования, современное состояние и перспективы развития. 7. Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле»: особенности экспозиции; основные направления деятельности. 8. История создания историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» и характеристика его объектов. 9. Современные направления деятельности и перспективы развития историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское». 10. Опыт деятельности архиетктурно-этнографического музея-заповедника «Василево». 11 Соловецкий государственный историко-культурный и природный музей заповедник: история создания и особенности современного функционирования. 12. История формирования и современные направления деятельности Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». 13. Экомузеи Франции (Ле-Крезо, От-Эльзас, Унгерсхайм, Сен-Кантен, Маркез, Ренна). История создания и опыт деятельности. 14. Экомузеи Португалии (Муниципальный музей Сейшала, Монти-Ридонду, в Мертуле). Опыт организации и функционирования. 15. Опыт деятельности музеев под открытым небом за рубежом. 16. Этнографический музей под открытым небом «Торум - Маа». 17. Опыт создания экомузеев Притомья («Чолкой», «Тазгол», «Калмаки»). 18. История создания экомузея-заповедника «Тюльберский городок». 19. Основные направления деятельности экомузея-заповедника «Тюльберский городок». 20. Архитектурно-этнографический музей «Тальцы»: история создания. 21. Основные направления современной деятельности и дальнейшие перспективы развития архитектурно-этнографического музея «Тальцы». |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ 1. Историко-ландшафтные музеи-заповедники на полях сражений 2. Историко-этнографические музей-заповедник "Шушенское", архитектурно-этнографический музей "Василёво" 3. Комплексные музеи-заповедники под открытым небом 4. Особенности создания и опыт деятельности зарубежных экомузеев и музеев под открытым небом 5. Опыт создания и деятельности экомузеев и музеев под открытым небом на территории Сибири Тема реферата 1. Опыт создания и функционирования экомузеев и музеев под открытым небом на территории Северной и Южной Америки |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Формирование архитектурно-этнографического музея «Тальцы» началось в … году: a. 1969 b. 1966 c. 1974 В состав «Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Коломенское» входят: a. Приказные и Полковничьи палаты b. церковь Спаса-Преображения c. дьяковская стоянка первобытного человека Укажите полное название музея-заповедника, в состав которого входит запечатленный объект Ответ: Полный перечень тестовых заданий представлен в итоговом тесте по дисциплине, размещенном в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу http://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=73927 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Глушкова П.В., Кимеев В.М. | Музеи под открытым небом: учебное пособие | , Кемеров. гос. ин-т культуры | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | Этнографические музеи России: учебное пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. | Исторические музеи: учебное пособие | Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Севан О. Г. | «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества: | Прогресс традиция, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.3 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова | Основы музеологии: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Музей-заповедник "Прохоровское поле" | www.prohorovskoe-pole.ru | ||
Э2 | Музей-заповедник "Бородинское поле" | www.borodino.ru | ||
Э3 | Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское" | www.shush.u | ||
Э4 | Государственный музей-заповедник "Куликово поле" | www.kulpole.ru | ||
Э5 | Васелёво (усадьба) | ru.wikipedia.org | ||
Э6 | «Музеи России» — информационный портал | www.museum.ru | ||
Э7 | История формирования собраний экомузеев и музеев под открытым небом | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
«Музеи России» — информационный портал http://www.museum.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1057 В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД. ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее 50 баллов. Письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненные задания, получившие оценку менее чем 50 баллов, не засчитываются, как удовлетворительные и должны быть доработаны автором. К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30. К зачету допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 20 минут. |