Закреплена за кафедрой | Кафедра алгебры и математической логики |
---|---|
Направление подготовки | 02.04.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Математическая кибернетика и прикладной анализ |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 02_04_01_МКиПА-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 108 | 81 | 108 | 81 |
Итого | 144 | 117 | 144 | 117 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра алгебры и математической логики
Протокол от 30.08.2019 г. № 15
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.
1.1. | Использовать основные понятия теории алгебраических систем в научных исследованиях.Разбираться в существующих математических методах, их связях и условиях их применения Изложение простейших свойств математических структур. Формирование у студентов теоретических знаний, умений и навыков решения задач по высшей алгебре. Подготовка студентов к использованию полученных знаний в процессе образования и к восприятию новых научных фактов и гипотез в математике, прикладной математике и компьютерных науках. Овладеть методами теории алгебраических систем и методами теории алгебраических систем в профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-1 | Способен находить, формулировать и решать актуальные и значимые проблемы прикладной и компьютерной математики |
ПК-1 | Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий при решении фундаментальных и прикладных задач в научно-исследовательской деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает:приоритеты собственной деятельности Знает: новые математические методы Знает : методы проведения исследований Знает: основные идеи и методы теории алгебраических систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет: определять приоритеты собственной деятельности Умеет: создавать и исследовать новые математические методы Умеет: проводить научные исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет: методами реализации приоритетов Владеет: способами создания и исследования новых математических методов Владеет: методами проведения научных исследований Владеет: методами теории алгебраических систем в профессиональной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | . Основные понятия: тип, сигнатура, алгебраическая система, универсальная алгебра, модель, декартово произведение, гомоморфизм, изоморфизм, фактор-система, система термов. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.2. | Основные понятия: тип, сигнатура, алгебраическая система, универсальная алгебра, модель, декартово произведение, гомоморфизм, изоморфизм, фактор-система, система термов. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
1.3. | . Основные понятия: тип, сигнатура, алгебраическая система, универсальная алгебра, модель, декартово произведение, гомоморфизм, изоморфизм, фактор-система, система термов. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 2. | ||||||
2.1. | Классические алгебры: полугруппы, группы, кольца, решетки. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.2. | Классические алгебры: полугруппы, группы, кольца, решетки. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.3. | Классические алгебры: полугруппы, группы, кольца, решетки. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.4. | Язык первой ступени. Классификация формул. | Лекции | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.5. | Язык первой Язык первой ступени. Классификация формул. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.6. | Язык первой ступени. Классификация формул. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.7. | Определения многообразия, квазимногообразия, реплечного класса. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
2.8. | Определения многообразия, квазимногообразия, реплечного класса. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 3. | ||||||
3.1. | Свободная система. Теорема о существовании свободной системы в многообразии. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
3.2. | Свободная система. Теорема о существовании свободной системы в многообразии. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
3.3. | Свободная система. Теорема о существовании свободной системы в многообразии. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 4. | ||||||
4.1. | Теорема Биркгофа. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.2. | Теорема Биркгофа. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.3. | Теорема Биркгофа. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.4. | Теорема о существовании свободной системы в репличном классе. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.5. | Теорема о существовании свободной системы в репличном классе. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
4.6. | Теорема о существовании свободной системы в репличном классе. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
Раздел 5. | ||||||
5.1. | Условия изоморфизма свободных систем разных конечных рангов. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.2. | Условия изоморфизма свободных систем разных конечных рангов. | Практические | 1 | 1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.3. | Условия изоморфизма свободных систем разных конечных рангов. | Сам. работа | 1 | 11 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.4. | Конечно-определённая алгебраическая система. Диаграмма конечной алгебраической системы. Способы эффективного задания алгебраической системы. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.5. | Конечно-определённая алгебраическая система. Диаграмма конечной алгебраической системы. Способы эффективного задания алгебраической системы. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.6. | Конечно-определённая алгебраическая система. Диаграмма конечной алгебраической системы. Способы эффективного задания алгебраической системы. | Сам. работа | 1 | 10 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.7. | Элементы компьютерной системы GAP. | Лекции | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.8. | Элементы компьютерной системы GAP. | Практические | 1 | 2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.9. | Элементы компьютерной системы GAP. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3 | |
5.10. | Применение компьютерной системы GAP при вычислениях в группах, кольцах и других алгебраических системах. | Лекции | 1 | 1 | ||
5.11. | Применение компьютерной системы GAP при вычислениях в группах, кольцах и других алгебраических системах. | Практические | 1 | 4 | ||
5.12. | Применение компьютерной системы GAP при вычислениях в группах, кольцах и других алгебраических системах. | Сам. работа | 1 | 12 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М.И. Каргаполов, Мерзляков Ю.И. | Основы теории групп: учеб. пособие | СПб.: Лань, // ЭБС «Лань», 2009 | http://e.lanbook.com/book/177 |
Л1.2 | Кострикин А.И. | Введение в алгебру. Часть 3: Основные структуры алгебры.: учеб. пособие | М.: МЦМНО, 2009 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=62951 |
Л1.3 | А.И. Кострикин | Сборник задач по алгебре. В 2 т. Т.2.Ч.3. Основные алгебраические структуры: учеб. пособие | М.:Физматлит , 2007 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | М.А. Фаддеев | Лекции по алгебре: учеб. пособие для вузов | СПб. : Лань, 2007 // ЭБС «Лань», 2007 | https://e.lanbook.com/book/397 |
Л2.2 | Курош А.Г. | Курс высшей алгебры: Учебник | СПб.: Лань, 2013 // ЭБС «Лань» | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru; | |||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com; | |||
Э3 | электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета; 2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»; 3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт 4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online"; 5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ" |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). - Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |