МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Археологические источники

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические знания в современном обществе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИЗвСО-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, Горбунов В.В.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Грушин С.П.

Рабочая программа дисциплины
Археологические источники

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 ИСТОРИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1300)

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать студентам-магистрантам углубленные знания по разновидностям археологических источников, методам их описания и анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
ПК-4 способность использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Определения археологических источников
Основную и специальную литературу по археологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методы обработки и анализа археологических источников
Использовать археологические базы данных в исследовательской работе
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками обработки и интерпретации археологических источников
Приемами поиска необходимой информации по археологии в сети Интернет

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Определение и содержание археологических источников
1.1. Разновидности археологических источников Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Разновидности археологических источников Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Комплекс орудий труда Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.4. Комплекс орудий труда Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.5. Комплекс предметов быта Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.6. Комплекс предметов быта Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.7. Комплекс костюма человека Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.8. Комплекс костюма человека Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.9. Комплекс вооружения Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.10. Комплекс вооружения Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.11. Комплекс снаряжения животных Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.12. Комплекс снаряжения животных Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методика изучения археологических источников
2.1. Археологические методы описания и анализа Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Археологические методы описания и анализа Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Метод морфологии Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Метод морфологии Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Метод классификации Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.6. Метод классификации Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.7. Типологический метод Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.8. Типологический метод Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.9. Естественнонаучные методы в археологии Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.10. Естественнонаучные методы в археологии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.11. Методы определения археологических материалов и технологий Практические 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.12. Методы определения археологических материалов и технологий Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.13. Роль и значение реконструкции в археологии Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.14. Роль и значение реконструкции в археологии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.15. Экспериментальные исследования в археологии Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.16. Экспериментальные исследования в археологии Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.17. Реставрация археологических памятников и артефактов Лекции 2 2 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.18. Реставрация археологических памятников и артефактов Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-4 Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Разновидности археологических источников.
2. Комплекс орудий труда.
3. Комплекс предметов быта.
4. Комплекс костюма человека.
5. Комплекс вооружения.
6. Комплекс снаряжения животных.
7. Археологические методы описания и анализа.
8. Метод морфологии.
9. Метод классификации.
10. Типологический метод.
11. Естественнонаучные методы в археологии.
12. Методы определения археологических материалов и технологий.
13. Роль и значение реконструкции в археологии.
14. Экспериментальные исследования в археологии.
15. Реставрация археологических памятников и артефактов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практические задания:
1. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Классификация археологических источников».
2. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Основные принципы описания археологических артефактов».
3. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Разновидности археологических реконструкций».
4. Подготовьте индивидуальную презентацию на тему «Методы датирования археологических источников».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Добровольская М.В. Археология: учебное пособие М.: Прометей, 2012 biblioclub.ru
Л1.2 Мартынов, А. И. Археология: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/83E60AD4-CA24-4298-89B9-EDA43A970254
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Скрипкин А.С. История отечественной археологии: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/25F15C9D-82F7-4131-9B1F-6BE451BA52C5
Л2.2 Шер Я.А. Введение в археологию: учебное пособие М., Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Н.Н. Серегин Общие вопросы изучения археологии России: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/860
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Академия наук: http://www.ban.ru/ran.html
Э2 Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/
Э3 Информационно-аналитический портал «Археология Алтая»: http//www.archeology.asu.ru
Э4 Скифская эпоха Алтая: http://www.hist.asu.ru
Э5 «Скифская культура Алтая» на сайте ГМИЛИКА (Барнаул): http://www-ic.dcn-asu.ru/projects/grant/korotkov/ru/index.html
Э6 http://www.sati.archaeology.nsc.ru:8101/
Э7 Бронзовый век: http://www.geocities.com/Athens/Crete/4162/ebronzenf.htm#Russia
Э8 Археология Европы: http://odur.let.rug.nl/arge/
Э9 Археологические источники portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с археологической классификацией. Обучающимся необходимо ознакомиться с ключевыми понятиями по изучению археологических источников, усвоить их разновидности, методам их описания и анализа; обратить внимание на различные категории артефактов, их функциональную принадлежность, на научную литературу по темам курса; усвоить теоретические основы и инструментарий археологического источниковедения, навыки критического анализа научной информации по тематике исследования; использовать адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и уметь представлять результаты исследований.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий.
Лекции студенты слушают и конспектируют. Эти материалы будут востребованы при подготовке к зачету.
Практические задания студенты выполняют на семинарских занятиях устно. При подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы также при подготовке к экзамену. Выступление на занятии следует продумать и подготовить заранее.
Самостоятельную работу студенты выполняют в рамках тем, обозначенных в программе курса. Результаты самостоятельной работы проверяются на зачете.
По вопросам пропущенных занятий студент готовится самостоятельно, демонстрирует результаты в устной или письменной форме (письменная работа) преподавателю на консультации. При подготовке письменных работ следует использовать дополнительную литературу.
К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по вопросам практических занятий. Зачет призван оценить освоение студентом дисциплины «Археологические источники», выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, его кругозор, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки.
В зачетный билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.
Оценивание ответа на зачетном занятии опирается на установленные критерии. «Зачтено» получает студент, который дал полный, логически последовательный, развернутый ответ, в котором он продемонстрировал освоение компетенций в полном объеме учебной программы дисциплины. «Не зачтено» получает студент, который не дал ответа или дал ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области и компетенции оказались, таким образом, не сформированы в необходимом объеме учебной программы дисциплины.