МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русская лексикография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильРусский язык как иностранный
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_РЯИ-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 64
самостоятельная работа 125
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 19,5 13
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32 64 64
Сам. работа 76 76 49 49 125 125
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.филол.наук, доцент, Сорокина М.О.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русская лексикография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., проф.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - изучение системы словарей русского языка, их типологии и задач, которые они решают.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-13 способностью работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач
ОПК-14 владением основами современной информационной и библиографической культуры
ПК-18 владением нормами этикета, принятыми в различных ситуациях межкультурного общения (сопровождение туристических групп, обеспечение деловых переговоров, обеспечение переговоров официальных делегаций)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему основных понятий лексикографии, иметь представление об истории, современном состоянии лексикографии;
знать виды и типы существующих словарей
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания в области лексикографии русского языка в собственной научно-исследовательской и других видах деятельности;
находить и анализировать необходимые для учебы и научной деятельности лексикографические источники
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области лексикографии русского языка

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истоки и традиции русской лексикографии. Текстовая лексикография XI – XV вв. Глоссы и глоссарии. Деятели XVI – XVII вв., оказавшие существенное влияние на формирование азбуковников (алфавитов) и развитие словарного дела в России.
1.1. Лабораторные 7 6 ОПК-13, ОПК-14 Л2.2
Раздел 2. Современная русская лексикография (вторая половина ХХ – начало ХХI вв.): - общие вопросы лексикографической теории и практики; - проблема систематизации словарей русского языка.
2.1. Лабораторные 7 6 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. - словари диалектов; - словари жаргонов (арго); - словари фразеологизмов и устойчивых выражений
3.1. Лабораторные 7 6 ОПК-13
3.2. Сам. работа 7 76 ОПК-13, ОПК-14
Раздел 4. Лингвистические синхронные словари: - толковые словари; - словари новых слов и словари языковых изменений
4.1. Лабораторные 7 6 ОПК-13, ОПК-14 Л2.1
Раздел 5. - словари устаревших и редких слов; - словари иностранных (иноязычных) слов; - ономастические словари; - словари сокращений
5.1. Лабораторные 7 8 ОПК-13 Л1.1
Раздел 6. - стилистические словари; - словари языка писателей; - ортологические словари (орфографические, орфоэпические словари, словари правильности речи)
6.1. Лабораторные 8 6 ОПК-13, ОПК-14
Раздел 7. - словообразовательные и морфемные словари; - грамматические словари
7.1. Лабораторные 8 4 ОПК-13, ОПК-14
Раздел 8. - ассоциативные словари; - словари омонимов; - словари паронимов; - словари синонимов; - словари антонимов
8.1. Лабораторные 8 6 ОПК-13, ОПК-14 Л2.1
Раздел 9. Лингвистические диахронические словари: - исторические словари; - этимологические словари: общие словари; региональные словари
9.1. Лабораторные 8 6 ОПК-13, ОПК-14
Раздел 10. Энциклопедические словари: - общие энциклопедии; - лингвистические энциклопедии; - словари лингвистических терминов; - культурологические словари.
10.1. Лабораторные 8 6 ОПК-13, ОПК-14
Раздел 11. Микроструктура и макроструктура словаря. Словарная статья как основная структурная единица словаря. Заголовочная единица; дефиниция; способы семантизации языковых единиц в словарях разных типов; словарная помета; разновидности словарных помет; иллюстративный материал словарей; справочный аппарат словарной статьи. Левая и правая части словаря.
11.1. Лабораторные 8 4 ОПК-13, ОПК-14
11.2. Сам. работа 8 49
11.3. Экзамен 8 27 ОПК-13, ОПК-14 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС по дисциплине находится в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. ФОС по дисциплине находится в Приложении и хранится на кафедре

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бобунова Л.А. Русская лексикография 21 века: Учебное пособие М.: Флинта // ЭБС "лань", 2019 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Н.Кожина Стилистический энциклопедический словарь русского языка: словарь М.: Флинта // ЭБС "Лань", 2016 e.lanbook.com
Л2.2 Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: пособие для вузов: пособие Москва, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словари русского языка www.gramota.ru
Э2 Словари.ру www.slovari.ru
Э3 Толковый словарь русского языка www.vedu.ru
Э4 Орфографический словарь русского языка dazor.narod.ru
Э5 Textologia.ru www.textologia.ru
Э6 Толковый словарь русского языка Ожегова www.ozhegov.org
Э7 Сборник онлайн-словарей www.onlinedics.ru
Э8 Сорокина М.О. "Русская лексикография (РКИ)" // курс на платформе Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Итоговая проверка проверки сформированности компетенций по итогам изучения дисциплины является зачет. К зачету необходимо подготовить реферат; на зачете – теоретический вопрос и выполнение практического задания по тематике курса.