МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Речевая культура специалиста в области медиа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-2-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 104
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 20 20 36 36
Практические 18 18 22 22 40 40
Сам. работа 38 38 66 66 104 104
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Качесова Ирина Юрьевна

Рецензент(ы):
к.филол.н., доцент, Комиссарова Людмила Михайловна

Рабочая программа дисциплины
Речевая культура специалиста в области медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 30.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является приобретение знаний о системе языка и повышение культуры речи выпускника вуза.
Задачи:
- Получение представления о структуре языка, функциях языка и речи;
- Знакомство с понятием культуры речи, основными принципами формирования культуры речи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4.1: Знает: основы деловой коммуникации, особенности ее осуществления в устной и письменной формах на русском и ино-странном(ых) языке(ах); основные типы норм современного русского литератур-ного языка; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения; правила дело-вого этикета и приемы совершенствова-ния голосоречевой техники; основные механизмы и методы формирования ими-джа делового человека.
УК-4.2: Умеет: осуществлять деловые коммуни-кации, в устной и письменной формах на русском и иностранном(ых) языке(ах); оценивать степень эффективности обще-ния, определяя причины коммуникатив-ных удач и неудач; выявлять и устранять собственные речевые ошибки; строить выступление в соответствии с замыслом речи, свободно держаться перед аудито-рией, осуществлять обратную связь с нею; анализировать цели и задачи про-цесса общения в различных ситуациях профессиональной жизни.
УК-4.3: Владеет: навыками деловой коммуника-ции в устной и письменной формах на русском и иностранном(ых) языке(ах); способами установления контактов и поддержания взаимодействия в условиях поликультурной среды; иностранным(ми) языком(ами) для реализации профессио-нальной деятельности и в ситуациях повседневного общения.
ОПК-1.1: Выявляет отличительные особенности медиапроекты, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиа-сегментов и платформ.
ОПК-1.2: Осуществляет подготовку медиапроектов и (или) ме-диапродуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные виды и способы деловой коммуникации в устной и письменной формах; структуру языка и речи, языковые и речевые единицы и принципы их комбинаторики, условия формирования речевой культуры;принципы создания медиатекстов и медиапродуктов в соответствии с нормами русского и иностранного языков.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать речевые знаки в разных ситуациях общения, понимать границы языковой нормы;строить деловую коммуникацию как в устной так и письменной формах; создавать востребованный обществом и индустрией медиатекст, медиапродукт.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками построения речевой коммуникации в границах языковой нормативности; адаптивно и вариативно подходить к выбору знаков для решения различных коммуникативно-речевых задач; нормами русского и иностранного языков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Язык и речь. Функции языка и речи. Языковые и речевые знаки. Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.2. Способы организации языковой и речевой структуры: иерархия и поле. Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.3. Теория функциональной грамматики А.В.Бондарко. Практические 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.4. Понятие культуры речи. Нормативность, вариативность и адаптивность как основные принципы формирования культуры речи. Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
1.5. Самостоятельная работа Сам. работа 1 18 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Нормативный аспект культуры речи.
2.1. Понятие о норме и её значении. Лекции 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.2. Причины изменения норм. Практические 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Стилистические нормы русского литературного языка. Практические 1 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.4. Причины возникновения языковых и речевых аномалий. Практические 1 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
2.5. Самостоятельная работа Сам. работа 1 20 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вариативность как принцип формирования культуры речи.
3.1. Намеренное и ненамеренное нарушение языковых норм. Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
3.2. Намеренное и ненамеренное нарушение языковых норм. Практические 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
3.3. Языковая игра как намеренное нарушение языковых норм. Практические 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
3.4. Самостоятельная работа Сам. работа 2 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Адаптивность как принцип формирования культуры речи.
4.1. Функционирование языковых знаков в речи. Прагматика языкового знака. Лекции 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.2. Условия выбора языкового знака: фактор говорящего, фактор адресата, фактор ситуации, дискурсивный фактор. Лекции 2 4 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.3. Условия выбора языкового знака: фактор говорящего, фактор адресата, фактор ситуации, дискурсивный фактор. Практические 2 8 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.4. Самостоятельная работа Сам. работа 2 32 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.5. Анализ условий выбора языкового знака. Фактор говорящего и фактор адресата. Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.6. Анализ условий выбора языкового знака в зависимости от условий ситуации. Коммуникативные барьеры. Практические 2 2 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.7. Типы речевой культуры и прагматика языкового существования. Лекции 2 6 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1
4.8. Самостоятельная работа Сам. работа 2 26 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, ОПК-1.1, ОПК-1.2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложеие
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложеие
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложеие
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2844
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/
Э3 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" https://e.lanbook.com/
Э4 Курс "Речевая культура специалиста в области медиа" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4757
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.