МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы информатики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2-2020
Часов по учебному плану 240
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 180
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16,5 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Лабораторные 20 0 20 0 40 0
Сам. работа 90 90 90 90 180 180
Итого 120 100 120 100 240 200

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Константинова О.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы информатики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доцент, Козлов Д.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой доцент, Козлов Д.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы информатики» являются изучение теоретических основ информатики и подготовка студентов к эффективному использованию современных компьютеров, прикладных программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1.1 Определяет релевантные для решения поставленной задачи источники информации, включая национальные и международные базы данных, электронные библиотечные системы, специализированные пакеты прикладных программ
ОПК-1.2 Проводит поиск социологической информации, необходимой для решения поставленной задачи, получает на ее основе социологические данные
ОПК-1.3 Выполняет необходимые статистические процедуры при использовании специализированных пакетов прикладных программ (таких, как MS Excel, Eviews, Stata, SPSS)
ОПК-1.4 Создает и поддерживает нормативно-методическую и информационную базу исследований по заданной теме
ОПК-1.5 Регламентирует процессы архивации и хранения социологических данных в соответствии с установленными правилами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие представления об информатике как науке, информационных технологиях, программном обеспечении персонального компьютера, методах обработки данных, файлов, графики
3.2.Уметь:
3.2.1.настраивать интерфейс программ для активной работы на персональном компьютере; пользоваться современным офисным программным обеспечением
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования персональным компьютером для оформления документов, обработки данных, подготовки презентаций, ведения деловой переписки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования.
1.1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Лекции 1 2 Л1.2
1.2. Системы передачи информации. Меры и единицы количества и объема информации. Основные структуры данных. Позиционные системы счисления. Сам. работа 1 12 Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Программные средства реализации технологии обработки текстовых документов
2.1. Компьютерные технологии обработки текстовых документов. Основные операции обработки текста. Лекции 1 4 Л2.2, Л1.2
2.2. Объекты в Word и приемы управления ими. Сам. работа 1 20 Л2.2, Л1.2
2.3. Создание таблиц с использованием текстовых редакторов. Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Технические средства реализации информационных процессов
3.1. История развития ЭВМ. Принцип организации компьютера и устройства, входящие в его состав. Внутренняя архитектура компьютера; упрощенная схема функциональных блоков процессора; виды памяти; системная шина. Программный принцип управления компьютером. Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2, Л1.1
3.2. Устройства ввода/вывода данных, данных, их разновидности и основные характеристики. Сам. работа 1 8 Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Программные средства реализации информационных процессов
4.1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Обеспечение интерфейса пользователя. Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1
4.2. Организация работы пользователя на ПК. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами. Сам. работа 1 10 Л2.2, Л1.2
4.3. Технологии обработки графической информации. Сам. работа 1 32 Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Структурная организация данных
5.1. Уровни представления данных Лекции 2 2 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.2. Линейные и нелинейные структуры данных Лекции 2 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.3. Разработка структуры базы данных Сам. работа 2 20 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Обработка информации средствами электронных таблиц
6.1. Электронные таблицы как инструментарий решения функциональных задач. Основные понятия, возможности и способы организации работы. Структура электронных таблиц. Адресация ячеек. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л1.2
6.2. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Использование встроенных возможностей анализа данных. Сам. работа 2 38 Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Основы информационной безопасности
7.1. Модели и технологии безопасности. Средства защиты информации. Компьютерные вирусы и антивирусные программы Лекции 2 4 Л1.2, Л1.3, Л2.1
7.2. Основные проблемы, приводящие к уничтожению (нежелательной модификации) информации. Виды защиты информации. Классификации видов физической защиты данных, программной защиты данных. Сам. работа 2 10 Л1.2, Л1.3, Л2.1
7.3. Глобальная сеть Интернет Сам. работа 2 12 Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлен в отдельном файле
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
представлен в отдельном файле
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в отдельном файле

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. А. Алябышева, Н. С. Бабкина, Ю. Б. Лямкина Теоретические основы информатики : учеб. пособие - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Под редакцией Трофимова В.В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата: Учебник М.: ЮРАЙТ // ЭБС , 2018 biblio-online.ru
Л1.3 В.В. Трофимов, М. И. Барабанова ; отв. ред. В. В. Трофимов. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F0FE998E-C747-4ABB-84E3-07A146765A50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. П. Новожилов Информатика : учебник для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/FEE705BC-11CB-46EB-810E-2634A4DE5E46.
Л2.2 Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство Флинта // ЭБС "Лань", 2007 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы «Яндекс», «Google»; yandex.ru
Э2 cправочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс»; www.consultant.ru
Э3 база нормативных документов «NormaCS»; www.normacs.ru
Э4 http://ru.wikipedia.org/wiki/Информатика; ru.wikipedia.org
Э5 Курс в Moodle "Основы информатики ФС" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Windows; MS Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
18М помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи, учебно-методическая документация.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Целью методических рекомендаций является помощь студенту в оптимальной организации процесса изучения дисциплины, выполнении всех форм самостоятельной работы и достижении высоких результатов текущей и промежуточной аттестации. Для этого необходимо на всех этапах от начала изучения дисциплины до его завершения соблюдать последовательность в постановке и решении ряда логических и содержательных задач в соответствии со спецификой дисциплины и компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге ее освоения.
Начать следует с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Важнейшим организационно-методическим разделом является так называемый балльно-рейтинговый план дисциплины, в котором содержатся критерии оценок и система оценивания (в баллах) всех форм работы студентов в ходе изучения дисциплины. Поскольку подготовка к лекциям и практическим занятиям составляют основной объем текущей самостоятельной работы на протяжении всего периода изучения дисциплины, а ее результаты в значительной степени определяют индивидуальный (балльный) рейтинг студента, то аттестация по дисциплине напрямую зависит от академической активности студента в течение семестра.
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету/экзамену).
При выполнении практических заданий обучающимся необходимо: последовательно читать методическое указание и осуществлять соответствующие действия на компьютере для полного и точного выполнения задания. При необходимости следует обратиться к преподавателю за разъяснениями. Обучающимся, не явившимся на занятие, следует отработать его в специально отведенное время преподавателя.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете систематизированного варианта ответа.