МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научные школы в психологии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.06.01. Психологические науки
НаправленностьОбщая психология, психология личности, история психологии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость1 ЗЕТ
Учебный план37_06_01_Общ псих-23-2020
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 16
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 16 16 16 16
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Юсупов Павел Рафаэльевич

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Научные школы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №897)

составлена на основании учебного плана:
37.06.01 Психологические науки
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Рассмотреть теоретические принципы и методы научных направлений, теорий и школ психологии.
2. Проанализировать основные психологические понятия, категориальный строй психологии как науки в их современном состоянии и историческом развитии.
3. Научиться ставить инновационные профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.
4. Освоить методику написания научно-исследовательских работ и методику руководства исследовательскими работами бакалавров.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности
УК-1: способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
УК-2: способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, психологические категории, главные теоретические принципы научных школ и теорий в современной психологии;
3.2.Уметь:
3.2.1.давать общую научную и критическую оценку той или иной психологической теории или концепции, как с точки зрения их новизны, так и в соотношении с современными им психологическими воззрениями;
выявлять связь психологических взглядов с общенаучными и социокультурными тенденциями;
устанавливать связь рассматриваемых психологических идей, течений и школ с предшествующими психологическими воззрениями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.категориальным аппаратом современной научной психологии, необходимым для профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Феномен научных психологических школ в контексте истории и логики науки
1.1. Принципы категориального анализа в современной научной психологии Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятия "научная школа в психологии", "психологическая теория" в контексте истории и философии науки Лекции 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Основные закономерности развития науки. Философия и логика науки Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. История и философия психологии: основные вехи и закономерности развития Лекции 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Феномен научных психологических школ и теорий Лекции 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Современные научные школы и теории психологии
2.1. Ведущие научные школы и теории современной психологии Лекции 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Современный психоанализ и психодинамическая психология: основные школы и теории Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Современная поведенческая и когнитивная психология: основные школы и теории Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Современная гуманистическая и экзистенциальная психология: основные школы и теории Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Современная отечественная психология: основные школы и теории Практические 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Основные принципы анализа современных психологических школ, теорий и систем: история, концепции, проблемы и исследования, постулаты, психотерапия и критика Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. История, основные концепции и постулаты психоанализа Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Кризис классического психоанализа: основные проблемы и критика. Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Современный психоанализ: исследования и психотерапия Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. История, основные концепции и постулаты поведенческой психологии Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Основные проблемы и критика классического бихевиоризма Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Современная поведенческая психология и психотерапия: учет промежуточных переменных в исследованиях и прктике помощи Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. История, основные концепции и постулаты когнитивной психологии Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Критика когнитивной психологии и психотерапии Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Современная когнитивная психология и психотерапия Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. История, основные концепции и постулаты гуманистической психологии Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Кризис гуманистической психологии. Возникновение экзистенциальной психологии и психотерапии Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Современные направления и теории гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. Преимущества и недостатки Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. История, основные школы, теории и постулаты отечественной психологии Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Основные проблемы и критика отечественных психологических школ и теорий Сам. работа 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Научно-практическая деятельность психолога в контексте основных закономерностей и тенденций современной науки
3.1. Инновационная деятельность современного психолога Лекции 3 2 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Принципы постановки инновационных профессиональных задач в деятельности современного психолога Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Основные направления, элементы и принципы научно-исследовательской работы современного психолога. Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Научно-исследовательская деятельность современного психолога на разных образовательных уровнях: выпускная квалификационная работа бакалавра, магистерская и кандидатская диссертации Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Виды инновационной деятельности в современной научной и практической психологии Практические 3 1 ПК-2, УК-1, УК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные общенаучные нормы и ценности. Их роль в деятельности научного сообщества.
2. Особенности логики психологического знания.
3. Специфика психологического знания. Современные подходы к пониманию предмета психологии.
4. Критический анализ бихевиоризма.
5. Современные направления необихевиоризма.
6. Социальное научение А. Бандуры.
7. Психоанализ З.Фрейда. История психоанализа в России.
8. Аналитическая психология К.Юнга
9. Индивидуальная психология А. Адлера
10. Современные направления глубинной психологии
11. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ
12. Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла и др.)
Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии.
13. Методологическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
14. Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна.
15. Методологическое значение деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
16. Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида.
17. Основные идеи и перспективы естественно-научной и культурно-исторической традиций в развитии психологии.
18. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
19. Психологическая концепция П.Я. Гальперина.
20. Психосемантический подход в исследовании сознания и личности

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проблемы теории в отечественной психологии конца 19- начю20 вв.
2. В.М. Бехтерев как психолог.
3. Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в истории психологии.
4. Научные школы в отечественной психологии.
5. Научные школы в европейской психологии
6. Перспективы развития деятельностного подхода в психологии
7. Направления современной зарубежной психологии.
8. Этапы научного творчества Л.С. Выготского
9. Личность как системное качество.
10. Социогенез личности (А.Н. Леонтьев, А.Г, Асмолов).
11. Научная модель и научная теория в психологии.
12. Деятельность как системообразующее основание личности (А.Г. Асмолов).
13. Движущие силы развития личности.
14. Генезис понятия деятельности в отечественной психологии.
15. Проблема интериоризации как методологическая проблема.
16. М.М. Бахтин,Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн: общее и различное.
17. Отношение образа и процесса в психологии.
18. Социальные функции психологической науки.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холодная М. А. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/27B39DD8-9F7D-4730-B1BE-9F9E8CFCBB70
Л1.2 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/409995
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич П. С. ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/ECE57E24-CF50-4DF1-AC37-13114B8939DD
Л2.2 Высоков И. Е. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 https://biblio-online.ru/book/BFC6E7E5-C5C3-4A49-909E-C9120E09943E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля

Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий.
Темы для выполнения обязательной работы студента:
 Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны;
 Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии;
 Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств;
 Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств;
 Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах;
 Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе;
 Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства;
 Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности;


Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем.
Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины.
Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств.
Темы контролируемой самостоятельной работы студента:
 Проанализировать взгляды разных систем в психологии на причины и лечение психических расстройств;
 Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения;
 Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических аномалий;

 Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологическому вмешательству при расстройствах личности;
 Изучить методологические различия в принципах и методах разных систем в психологии;
 Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы рабо-ты с личностными расстройствами;
 Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с расстро-ствами личности;
 Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики при личностных расстройствах;
 Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности


Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету.