МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык в современном мире

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра русского языка как иностранного
Направление подготовки45.04.01. Филология
ПрофильЯзык в поликультурном пространстве
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_04_01_ЯПП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.филол.наук, профессор, Дмитриева Л.М.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык в современном мире

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 ФИЛОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.11.2015г. №1299)

составлена на основании учебного плана:
45.04.01 Филология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра русского языка как иностранного

Протокол от 26.06.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Дмитриева Л.М., д.филол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Русский язык в современном мире являются:
• характеристика современной языковой ситуации в мире, основных факторов и тенденций ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий;
• характеристика современного русского языка с точки зрения его статуса в современном мире;
• задача курса: всестороннее рассмотрение русского языка в современном мире как феномена главной национальной идеи России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации
ПК-10 способностью к созданию, редактированию, реферированию систематизированию и трансформации (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.получить знания о современной языковой ситуации в мире, основных факторах и тенденциях ее развития на рубеже ХХ-ХХI столетий.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь определить место русского языка в системе ценностей культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методикой социолингвистического исследования русского языка как языка международного общения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Русский язык – главная «национальная идея»
1.1. Место России в современном мире. «Мягкая сила» во внешней политике России. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1
1.2. Реферирование Сам. работа 2 16 ПК-10 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Лингвистическая карта мира и место русского языка
2.1. Русский язык как язык межнационального общения СССР. Этносы и языки стран бывшего СССР. Западная этнокультурная зона. Страны Балтии: языковой барьер. Практические 2 8 ОПК-2
2.2. Русскоязычная Украина: возможности и проблемы консолидации. Восточная этнокультурная зона. Монголия: как остановить англоязычное влияние. Китай: методология преподавания русского языка: форма и содержание. Сам. работа 2 16 ОПК-1
Раздел 3. Перспективы функционирования русского языка в мировом пространстве
3.1. Формирование Русского мира: смыслы и ценности. Старый Русский мир; Новый Русский мир. Практические 2 6 ОПК-1
3.2. Российское культурное пространство. Русский язык и соотечественники за рубежом. Сам. работа 2 22 ОПК-1, ОПК-2, ПК-10

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств по дисциплине Русский язык в современном мире в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств по дисциплине Русский язык в современном мире в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ядрихинская Е. А. , Адигезалова И. В. , Будник И. А. , Артеменко Т. В. Россия: символика, традиции, культура: учебное пособие Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. Культурный туризм и музеи: учебное пособие М., Издательство "Перо", 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Токарева Н.Д. Россия и русские: учебное пособие по страноведению для изучающих русский язык: учебное пособие "Феникс+", 2004 ЭБС «Университетская библиотека online»
Л2.2 Е. А. Романова, О. Л. Виноградова, В. В. Орленок Страноведение: учеб. пособие Калининград: Изд-во РГУ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Языкознание. Русский язык как язык межнационального общения СССР. genling.ru
Э2 Языкознание. Место русского языка среди других языков мира. genling.ru
Э3 Языки стран СНГ и Балтии. nowitex.ru
Э4 Население и общество. Русский язык на постсоветских пространствах demoscope.ru
Э5 Население и общество. Нужно ли образование на русском языке? demoscope.ru
Э6 Аналитическое обозрение. Русский вопрос на Украине и проблема украинской диаспоры в России. www.pravoslavie.ru
Э7 Русский язык в Монголии. ru.mapryal.org
Э8 Фонд Русский мир. Русский язык в Китае. www.russkiymir.ru
Э9 Журнал «Русский язык за рубежом». Рубрика «Соотечественники за рубежом» Русский язык и соотечественники за рубежом. www.russianedu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ПО: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не предусмотрено

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина заканчивается зачетом. В рамках зачета учитывается выполнение письменных работ по темам курса и написание реферата. Для зачета необходимо выполнить 7 письменных работ на оценку "зачтено" и написать реферат по выбранной теме на положительную оценку.