Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.06.01. Психологические науки |
Направленность | Общая психология, психология личности, история психологии |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 1 ЗЕТ |
Учебный план | z37_06_01_Общ_ псих-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сам. работа | 32 | 32 | 32 | 32 |
Итого | 36 | 36 | 36 | 36 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | 1. Рассмотреть теоретические принципы и методы научных направлений, теорий и школ психологии. 2. Проанализировать основные психологические понятия, категориальный строй психологии как науки в их современном состоянии и историческом развитии. 3. Научиться ставить инновационные профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности. 4. Освоить методику написания научно-исследовательских работ и методику руководства исследовательскими работами бакалавров. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
УК-2 | способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки |
ПК-2 | способностью к исследованию закономерностей функционирования и развития психики человека, деятельности, общения, самосознания, личности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные положения, психологические категории, главные теоретические принципы научных школ и теорий в современной психологии; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | давать общую научную и критическую оценку той или иной психологической теории или концепции, как с точки зрения их новизны, так и в соотношении с современными им психологическими воззрениями; выявлять связь психологических взглядов с общенаучными и социокультурными тенденциями; устанавливать связь рассматриваемых психологических идей, течений и школ с предшествующими психологическими воззрениями; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | категориальным аппаратом современной научной психологии, необходимым для профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Феномен научных психологических школ в контексте истории и логики науки | ||||||
1.1. | Принципы категориального анализа в современной научной психологии | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Понятия "научная школа в психологии", "психологическая теория" в контексте истории и философии науки | Лекции | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Основные закономерности развития науки. Философия и логика науки | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Феномен научных психологических школ и теорий | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Современные научные школы и теории психологии | ||||||
2.1. | Ведущие научные школы и теории современной психологии | Лекции | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Современный психоанализ и психодинамическая психология: основные школы и теории | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Современная поведенческая и когнитивная психология: основные школы и теории | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Современная гуманистическая и экзистенциальная психология: основные школы и теории | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Современная отечественная психология: основные школы и теории | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Основные принципы анализа современных психологических школ, теорий и систем: история, концепции, проблемы и исследования, постулаты, психотерапия и критика | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.7. | История, основные концепции и постулаты психоанализа | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.8. | Кризис классического психоанализа: основные проблемы и критика. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.9. | Современный психоанализ: исследования и психотерапия | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.10. | История, основные концепции и постулаты поведенческой психологии | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.11. | Основные проблемы и критика классического бихевиоризма | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.12. | Современная поведенческая психология и психотерапия: учет промежуточных переменных в исследованиях и прктике помощи | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.13. | История, основные концепции и постулаты когнитивной психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.14. | Критика когнитивной психологии и психотерапии | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.15. | Современная когнитивная психология и психотерапия | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.16. | История, основные концепции и постулаты гуманистической психологии | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.17. | Кризис гуманистической психологии. Возникновение экзистенциальной психологии и психотерапии | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.18. | Современные направления и теории гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии. Преимущества и недостатки | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.19. | История, основные школы, теории и постулаты отечественной психологии | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.20. | Основные проблемы и критика отечественных психологических школ и теорий | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Научно-практическая деятельность психолога в контексте основных закономерностей и тенденций современной науки | ||||||
3.1. | Инновационная деятельность современного психолога | Сам. работа | 3 | 2 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Принципы постановки инновационных профессиональных задач в деятельности современного психолога | Практические | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Основные направления, элементы и принципы научно-исследовательской работы современного психолога. | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Научно-исследовательская деятельность современного психолога на разных образовательных уровнях: выпускная квалификационная работа бакалавра, магистерская и кандидатская диссертации | Практические | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Виды инновационной деятельности в современной научной и практической психологии | Сам. работа | 3 | 1 | ПК-2, УК-1, УК-2 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные общенаучные нормы и ценности. Их роль в деятельности научного сообщества. 2. Особенности логики психологического знания. 3. Специфика психологического знания. Современные подходы к пониманию предмета психологии. 4. Критический анализ бихевиоризма. 5. Современные направления необихевиоризма. 6. Социальное научение А. Бандуры. 7. Психоанализ З.Фрейда. История психоанализа в России. 8. Аналитическая психология К.Юнга 9. Индивидуальная психология А. Адлера 10. Современные направления глубинной психологии 11. Гештальтпсихология: предмет, области исследования, критический анализ 12. Направления современной зарубежной психологии (гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла и др.) Деятельность как методологическое и теоретическое понятие в психологии. Понимание деятельности в разных направлениях отечественной психологии. 13. Методологическое значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. 14. Методологическое значение теории деятельности С.Л. Рубинштейна. 15. Методологическое значение деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. 16. Проблема социального и биологического в психическом развитии индивида. 17. Основные идеи и перспективы естественно-научной и культурно-исторической традиций в развитии психологии. 18. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние. 19. Психологическая концепция П.Я. Гальперина. 20. Психосемантический подход в исследовании сознания и личности |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Проблемы теории в отечественной психологии конца 19- начю20 вв. 2. В.М. Бехтерев как психолог. 3. Естественно-научная и культурно-историческая ориентация в истории психологии. 4. Научные школы в отечественной психологии. 5. Научные школы в европейской психологии 6. Перспективы развития деятельностного подхода в психологии 7. Направления современной зарубежной психологии. 8. Этапы научного творчества Л.С. Выготского 9. Личность как системное качество. 10. Социогенез личности (А.Н. Леонтьев, А.Г, Асмолов). 11. Научная модель и научная теория в психологии. 12. Деятельность как системообразующее основание личности (А.Г. Асмолов). 13. Движущие силы развития личности. 14. Генезис понятия деятельности в отечественной психологии. 15. Проблема интериоризации как методологическая проблема. 16. М.М. Бахтин,Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн: общее и различное. 17. Отношение образа и процесса в психологии. 18. Социальные функции психологической науки. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Холодная М. А. | КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Немов Р. С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гуревич П. С. | ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Высоков И. Е. | ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека online» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические рекомендации студентам для выполнения заданий текущего контроля Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется обратиться к преподавателю для уточнения индивидуальной формулировки задания. Студенту предлагается форма отчетности в виде: письменного конспекта, выступления на практическом занятии с докладом, выполнения конспекта-схемы и пр. Письменное индивидуальное контрольное задание студентом сдается преподавателю заблаговременно до окончания дисциплины или в установленные сроки. Устное индивидуальное контрольное задание рекомендуется выполнить при выступлении с докладом (сообщением) на практическом занятии по соответствующей работе теме. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обес-печивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии в качественном декларировании докладов, сообщений, выпол-нении индивидуальных контрольных работ и текущих тестовых заданий. Темы для выполнения обязательной работы студента: Какие взгляды на психическую норму и патологию прошлых эпох вам известны; Ознакомиться с существующими моделями психической нормы и пато-логии; Сформулировать смысл модели диатеза-стресса в понимании возникно-вения психических расстройств; Назвать известные существующие классификации психических рас-стройств; Сформулировать смысл когнитивно-поведенческого подхода к психоло-гическому вмешательству при личностных расстройствах; Сформулировать понимание личности в когнитивно-поведенческом под-ходе; Определить понятие когнитивной схемы, структуры в когнитивно-поведенческой модели психологического вмешательства; Объяснить смысл составления когнитивного профиля в когнитивно-поведенческом подходе при работе с расстройствами личности; Для формирования представлений и навыков качественного ответа по предложенным темам студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по курсу, составлять развернутый конспект рассматриваемых тем. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомен-дуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. При успешном решении 90-100% заданий студент может заключить о своей ка-чественной подготовке по конкретному разделу дисциплины. Перечисленные ниже проблематики тем контролируемой самостоятельной работы студента направлены на углубленное изучение и закреп-ление знаний студента в области аномалий личности, на формирование навыков анализа диагностики личностных расстройств. Темы контролируемой самостоятельной работы студента: Проанализировать взгляды разных систем в психологии на причины и лечение психических расстройств; Проанализировать факторы возникновения нарушений поведения; Изучить модель диатеза-стресса в возникновении психических аномалий; Изучить особенности когнитивно-поведенческий подхода к психологическому вмешательству при расстройствах личности; Изучить методологические различия в принципах и методах разных систем в психологии; Проанализировать когнитивно-поведенческие стратегии и методы рабо-ты с личностными расстройствами; Рассмотреть техники работы психолога в контексте работы с расстро-ствами личности; Рассмотрение диагностических методик оценки симптоматики при личностных расстройствах; Изучить теоретические подходы к рассмотрению расстройств личности Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежу-точных тестов по предмету. |